Школы предложили переподчинить и возглавить

Каких школьных реформ надо ждать в ближайшем будущем

Спикер ГД Вячеслав Володин ратует за перевод школ с муниципального уровня подчинения на региональный. «Поднимать выше» статус руководства он предлагает для того, чтобы решить проблему нехватки учителей и улучшить состояние школ. Читай «чтоб повысить финансирование». Однако эксперты опасаются, что настоящая цель переподчинения — усилить контроль за школами со стороны государства.

Каких школьных реформ надо ждать в ближайшем будущем

Вначале Володин обратился с предложением о переподчинении школ к министру просвещения РФ Сергею Кравцову. «Дабы решить вопросы, связанные с материально-технической базой, за счет муниципалитетов», — пояснил инициатор. Мол, местные бюджеты сплошь дотационные, а региональные — богатые... И кадровый вопрос с недостающими учителями без регионального уровня не решить. Ни с многострадальной учительской зарплатой не разобраться, ни с учительскими квартирами.

Уже не впервые спикер нижней палаты парламента озабочен судьбой российского образования. Летом Володин на острие дискуссии об отмене Болонской системы устроил голосование в Сети, отменять «Болонку» или нет. И затем возглавил «круглый стол» в Думе, посвященный национальному высшему образованию. О среднем тоже высказывался активно, хоть и немного противоречиво. То старое доброе лучшее образование в СССР припоминал, то нахваливал царские гимназии.

Сейчас спикер ГД тоже провел народный опрос о переподчинении школ на канале в соцсети. Тема сформулирована так: «Сегодня школы относятся к муниципальному уровню власти. Есть проблемы: нехватка учителей и состояние самих школ. Для решения этих задач ответственность за школы необходимо поднять на региональный уровень». За проголосовало 86% подписчиков Володина, 6% против и еще 6% сообщили, что им все равно. А всего на канале проголосовало около 100 тысяч человек.

Идея повысить уровень подчинения школ, передав его регионам, не нова. В 2017 году с такой же инициативой выступала тогдашний министр образования и науки Ольга Васильева. Она хотела, чтобы все бюджетные школы напрямую управлялись государством и работали по единому стандарту. То есть не для какого-то улучшения финансирования, а для выстраивания государственного управления, той самой вертикали власти. 5 лет назад переподчинение не состоялось, хотя 16 регионов были готовы войти в пилотную программу. Возможно, инициативе помешали уход Васильевой из министерства и разделение Минобра на два ведомства. Возможно, вмешалась пандемия...

— Сегодня эту идею реанимировали не из-за недофинансирования школ, а по причине того, что так хочет государство, — говорит эксперт в области образования Евгений Серов. — Сейчас большинство школ в РФ подчиняется местным департаментам образования. Даже не Минпросвещения, недаром оно рассылает по школам не указы, а рекомендации. Любое важное изменение типа унификации школьных программ или поднятия флага и гимна нужно проводить законом. Это долго, хлопотно. Вдобавок среди так называемых «государственных» школ есть 13%, которые не подчиняются напрямую муниципалитетам. Есть ведомственные школы, школы при вузах вроде лицея НИУ ВШЭ или школы при УД президента. Они контролируются Рособрнадзором и муниципалитетами, но на деле подчиняются учредителям.

Что до финансирования — в Москве с ним и так хорошо, а в регионах работают госпроекты. Капремонта, например. Вот смотрите: в РФ 40 тысяч школ. Если отнять Москву, Питер, крупные города, будет около 30 тысяч. 7,5 тысячи самых нуждающихся модернизируют к 2027 году. А есть другие программы — по ремонту фасадов, дворов или только «начинки» школ. Есть программа сельских школ малых городов, программа «Земский учитель» с сертификатом «миллион».

Возможно, переподчинение «под регионы» и решит какие-то проблемы у одних, зато у других деньги отнимут. Как, знаете, «надо взять и все поделить». Возможно, кто-то и выиграет от этого. Но велики риски дальнейшего укрупнения школ в городах и оптимизации школ в глубинке. И насаждения везде единственно верного мнения. Не зря менее 2 недель назад Дмитрий Песков говорил, что к «разговорам о важном» в школах относятся формально. Сказал, что если государство не будет разговаривать с молодежью, то «с ними будет говорить другое государство».

В кулуарах двух министерств образования РФ много спорят о том, каких реформ ждать в ближайшем будущем. Многие не верили, что единую программу введут в школах, но это свершилось. С другой стороны, противники «западничества» не смогли продавить полную отмену Болонской системы в вузах, ее пока оставили. Также все активнее муссируется слух о том, что два министерства опять сольют воедино. «Под Фальковым давно кресло шатается по разным причинам, — сообщил «МК» анонимный источник. — Да и Минпросветом не особо довольны, школы много себе позволяют. Но то, что Володин говорит об образовании, может значить что угодно. Он может озвучивать интересы антилибералов или готовить почву под нового министра... Или, с такой же вероятностью, просто высказываться в рамках информационной повестки».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру