У порезавшей русского мужа американки Криванек нет денег на билет домой

Гражданку США выпустили из тюрьмы, но она попала в центр для мигрантов

Суд в Рязани выпустил на свободу и постановил депортировать на Родину гражданку США Сару Криванек, которую в России осудили за нанесение ножевых ранений своему русскому бойфренду. В СИЗО, а затем в колонии-поселении американка провела почти 11 месяцев. Но вернуться домой в Америку она пока не может - нет денег на билет.

Гражданку США выпустили из тюрьмы, но она попала в центр для мигрантов
Сара Рейчел Криванек

Весной, когда мне, тогда ещё члену Общественной наблюдательной комиссии Московской области, без конца звонили американские репортеры и интересовались, как там поживает олимпийская чемпионка Бриттни Грайнер, находящаяся в СИЗО за контрабанду наркотиков, я всегда спрашивала: а вы не хотите написать о Саре Криванек?

О судьбе Бритни беспокоились госсекретарь Блинкен и президент Байден.

Об американке Саре Криванек, второй американке, находившейся в российской тюрьме, не знал никто. Я увидела ее еще в марте в подмосковном СИЗО, такую беззащитную, заплаканную, в красной лохматой кофточке, с некогда ухоженными светлыми волосами, корни которых уже давно отросли и требовали покраски. 

Сара обняла меня и зарыдала ещё горше.

«Как такое могло случиться, что я здесь? Это все неправда. Ведь я хо-ро-шая. Ты же мне веришь? Помоги мне, помоги».

Ну, как я ей могла помочь?! Только написать о ней. Об обычной 46-летней гражданке США, которая несколько лет назад, ещё до пандемии, прилетела в Россию, потому что здесь в Петрозаводске жила ее прабабушка. Она решила остаться и учить русский язык, читать русскую классику, а чтобы содержать себя - преподавала детям английский.

Ее соцсети полны милых фоток с учениками, фото в кокошниках, дружеских посиделок дома, котов и кошек...

Но были и другие, не напоказ, снимки, которые она отослала подруге в Америку. Избитая Сара. Сара с фингалом под глазами. Сара в кровавых подтеках.

Домашнее насилие - тема, которая понятна без перевода во всем мире. Русская ли ты, американка...

Ее русский возлюбленный Михаил, с которым она жила, все время поднимал на неё руку. Но ей было некуда уйти от него. Из-за коронавируса заработки упали настолько, что не на что оказалось даже вернуться на Родину, и здесь снимать квартиру одной тоже не на что. У неё были кошки, которых невозможно было бросить на произвол судьбы. Ради них приходилось терпеть все.

Как это по-русски: бьет, значит, любит?

Как-то Сара, отбиваясь, в ответ на издевательства пьяного Михаила схватила кухонный нож и полоснула его по носу. Вызванная полиция разбираться не стала. Царапина — не царапина. Виновата.

Возможно, если бы Сара была обычной россиянкой, никто бы и париться не стал с возбуждением уголовного дела, милые бранятся - только тешатся, ещё одна великая наша пословица.

Возможно, если бы Михаил был потрезвее, он не подписал бы показания, напрямую обвиняющие Криванек едва ли не в угрозе его убийства.

Возможно, все бы и обошлось, если бы Саре, находившейся только под подпиской о невыезде, не посоветовали уехать домой американские дипломаты. Дали взаймы на билет. А в аэропорту ее задержали наши. И отправили за решётку уже всерьёз.

«Приговором мирового судьи судебного участка 157 Одинцовского судебного района… от 11.02.2022 Криванек Сара Рейчел признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 119 п. «в», ч. 2 ст. 115, и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год и три месяца с отбыванием наказания в колонии-поселении».

Никого не интересовало, что проспавшись и протрезвев, Михаил понял, что наделал, и написал заявление, что просит простить и отпустить Сару (о чем он подтвердил и мне, пообещав обязательно навестить ее в тюрьме, но, увы, так и не навестил). 

Душераздирающие письма

Так она и сидела в камере, полной таких же несчастных баб. Зато русский язык здесь учился гораздо быстрее. Когда она кинулась рыдать на мою грудь, восклицая: «Сара, меня зовут Сара Криванек», это напомнило мне несчастную измученную Фриду с ее платком из «Мастера и Маргариты». «Фрида, меня зовут Фрида».

Все, что я могла тогда сделать, это рассказать о ее судьбе американским журналистам, который звонили с просьбой об интервью про Бриттни Грайнер, предложить им написать что-нибудь и о несчастной Саре, которая так любила Россию и русскую классику.

Статьи о ней вышли в нескольких крупных американских изданиях, были и репортажи по телевидению. Их прочитали и посмотрели миллионы человек. Так как одновременно шёл суд над чемпионкой Грайнер, это было очень актуально. Все посочувствовали несчастной Саре - как же так могло быть? Неужели следствие не увидело этих синяков, не захотело хотя бы выслушать ее доводы? Ведь по-русски-то она говорила!

В какой-то момент Сару Криванек потеряли из виду, потому что из областного СИЗО ее все-таки перевели отбывать срок в колонию-поселение в Скопинский район Рязанской области.

Она писала оттуда душераздирающие письма. Она ждала весточку из Америки от родных, которые тоже не знали, где ее искать - отношения наших стран ухудшились настолько, что и посылку не отправить, и не позвонить.

И снова за решетку

В отличие от тех женщин, кто сидел с ней вместе, доселе романтически настроенной Саре, попавшей в такой вот переплёт, не на что было надеяться: ни на свидания с близкими, ни на какую-либо материальную помощь.

В сентябре волонтеры и журналисты отвезли ей в колонию верхнюю одежду, перчатку, шапку, носки. А ещё кофе, чай и даже апельсины. Их самих к Саре не пустили, хотя в колонии-поселении с этим проще, но привязались к тому, что спустя полгода после окончания коронавирусных ограничений у визитеров на руках нет справки о вакцинации. Хотя посылку все-таки приняли. 

На связи с ней были и американские СМИ. И, когда журналистке впервые удалось до неё дозвониться, Сара не поверила, что слышит родную речь: «Как ты можешь звонить мне? Подожди, подожди — о Боже мой! Это потрясающе! Я так давно не говорила по-английски, что с трудом могу вспомнить, как это делается!» - засмеялась она.

По закону на свободу Сара Криванек могла выйти ранее отпущенных ей года и трёх месяцев срока, так как часть этого времени провела в следственном изоляторе, где день идёт за полтора. В любом случае выходить ей было ближе к январю. Но неожиданно суд в Рязани постановил депортировать ее домой…

Сара была уверена, что ее злоключения наконец закончились. И что теперь ей выдадут проездные документы, и она сможет улететь на Родину.

Если бы она только знала, что это ещё далеко не хэппи-энд.

Потому что из колонии-поселения ее переместили в Центр временного содержания иностранных граждан при УМВД России на 30 суток до 9 декабря 2022 года. Там сидят нелегалы и мигранты, не нарушившие закон, но у которых нет официальных документов, позволяющих законным образом находиться на территории России.

У Сары таких документов нет. Срок ее визы давно истёк… И теперь, пока она не найдёт где-то деньги, чтобы выкупить билет в родную Америку, а депортировать ее бесплатно российские власти вовсе не обязаны, ее так и продолжат содержать под стражей. Это вполне законно. До двух лет.

Криванек оставалась удивительно сильной на протяжении всего своего испытания, пишут о ней журналисты. В какой-то момент она попросила передать сообщение своей хорошей подруге Аните Мартинес. В сообщении говорилось, что она «с нетерпением ждет возможности посидеть за праздничным мексиканским ужином» с Мартинес по возвращении во Фресно, в Калифорнии.

Но пока за окном все та же ноябрьская Рязань…

На днях в российскую колонию общего режима для отбытия наказания была этапирована и баскетболистка Бриттни Грайнер. Ее осудили на девять лет. В настоящий момент у ее адвокатов нет информации ни о ее текущем местонахождении, ни о том, куда она направляется. Возможный обмен спортсменки, о котором столько говорили, на кого-то из российских заключённых в Америке так и не состоялся.

Иван Мельников, вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека:

«В ситуации с Сарой ей должны помочь американские власти. По- хорошему, у них должен быть соответствующий бюджет на то, чтобы приобрести ей билет и отправить домой.

Конечно, можно считать, что ситуация разрешилась достаточно благоприятно. Хотя при определённых условиях Сару Криванек можно было бы даже включить в процедуру обмена, если бы в своё время местные члены Общественной наблюдательной комиссии хотя бы доехали до неё, как я просил, и спросили, хочет ли, готова ли она быть включена в обменные списки.

Увы, сейчас все меньше общественные правозащитники стремятся бороться за права граждан, находящихся в местах лишения свободы. Похоже, им это больше не нужно.

В этом случае, возможно, Сара бы не просто была уже на Родине, но и кто-то из россиян, отбывающих наказание в США, тоже вернулся бы домой».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру