Базовый законопроект, вносящий изменения в действующие законы, и тот, что о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушений, подписало около 400 депутатов, почти вся палата поголовно. В первом чтении они были приняты единогласно. На заседании профильного Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи его глава Александр Хинштейн («ЕР») сообщил, что среди взрослых будет запрещено распространять не только информацию, пропагандирующую "нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения» и педофилию, но и «смену пола». Аналогичные запреты пропишут в законе, регулирующем Интернет, и в законах о СМИ, о рекламе и государственной поддержке кинематографии (выдавать разрешение на прокат фильмам с подобным содержанием не будут). Пропаганда среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений уже запрещена с 2013 года, для детей теперь станет запретным даже «демонстрация» таких отношений и(или) предпочтений», и информация, вызывающая «желание сменить пол». «Демонстрацию» смогут видеть только взрослые: платные телеканалы, онлайн-кинотеатры и прочие интернет-ресурсы обязаны обеспечить специальное кодирование или «совершение иных действий, подтверждающих возраст» зрителя.
Изменения решили внести и в Закон «О защите прав потребителей»: продажа любого товара, «в том числе импортного», содержащего любую информацию, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность, «не допускается». Сразу оговоримся: никакой уголовной ответственности за пропаганду и демонстрацию ЛГБТ-отношений не вводится. Такого рода поправки, написанные депутатами Ниной Останиной (КПРФ) и Николаем Бурляевым («СР») в тот же день отклонил Комитет по госстроительству и законодательству: дело в том, что предложения о внесении изменений в Уголовный кодекс должны вноситься отдельными законопроектами, вместе с предварительно полученными официальными отзывами правительства и Верховного суда. Так что пока всё ограничится высокими административными штрафами: за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или предпочтений)» среди взрослых россиян - 50-100 тысяч рублей для граждан, максимальные штрафы для юрлиц - миллион рублей. Пропаганда среди несовершеннолетних в Интернете или СМИ обойдется в несколько раз дороже.
Роскомнадзор утвердит порядок проведения мониторинга Интернета на предмет запрещенного контента (любого, не только ЛГБТ-пропаганды), и определит, какие виды информации и на каких именно ресурсах должны отслеживаться. Займется этим делом организация, которую выберет правительство. Если она выявит «признаки» запрещенной информации, сведения об этом будут направляться в Роскомнадзор и прочие уполномоченные органы, и те примут меры по внесудебной блокировке. РКН законопроект поддерживает, заявил замглавы ведомства Вадим Субботин.
Яна Лантратова («СР») предложила отдельно прописать запрет ЛГБТ-пропаганды, жестокости и насилия в видеоиграх. Комитет поправку отклонил: видеоигры и так подпадают под действие всех новых запретов, потому что тоже являются интернет-ресурсом.
Замминистра культуры Надежда Преподобная напомнила, что новые правила коснутся не только киноиндустрии, но и выставок, театральных постановок. Впрочем, и сейчас, призналась она, ведомство пытается «в ручном режиме блокировать эти истории, но они появляются вновь и вновь». Всё пойдет быстрее, когда появится законное основание, пообещала замминистра.
РПЦ представлял Владимир Легойда. Положения законопроекта он назвал «сбалансированными», но отметил «правовую неопределенность» формулировок запретов. «Не хочу про древних греков вспоминать», у которых нетрадиционные сексуальные отношения в городах не считались чем-то аномальным, тем не менее вспомнил он. И предложил потом скорректировать нормы законов, «если практика покажет», что классика пострадала. «Дураков всегда хватает, которые могут воспользоваться и побежать и на «Лолиту» с запретами», - заметил писатель и драматург Юрий Поляков.
Представитель Российского книжного союза Елена Старостина заявила, что законопроект книгоиздатели поддерживают, и лишь просят пояснить, как быть с тем, что уже опубликовано и продается с соблюдением норм о возрастной маркировки, что уже лежит на полка магазинов и библиотек. И как быть с просветительской информацией о нетрадиционных отношениях - ведь если критерии нечеткие, то издатели будут перестраховываться, всё убирать на всякий случай, и тогда богатый урожай соберут пиратские сайты…
Г-н Хинштейн считает, что особых проблем в оценке того, что можно оставить на полках, в прокате и в онлайн-кинотеатрах, а что нельзя, быть не должно: с 2013 года уже маркируется как 18+ вся продукция, которая содержит то, что подпадает под пропаганду ЛГБТ. Теперь, значит, надо только обратить внимание на эти произведения, и убрать их от греха подальше.
Но всех вопросов это не снимает: теперь ведь надо убирать и произведения, которые пропагандируют нетрадиционные «предпочтения» и смену пола. А убирать придется: как напомнил в разговоре с «МК» г-н Субботин, за нарушение запретов положено административное наказание.
Представители ассоциаций и объединений драматургов, журналистов и кинематографистов законопроект тоже дружно поддержали. Но как он будет работать - судя по всему, до конца не представляют, и просят разъяснений у РКН и Минкульта.
Госдума намерена принять законопроекты во втором и третьем чтении до конца недели.