Вокруг семьи замерзшего насмерть ребенка разгорелся скандал: опека отобрала всех детей

Психиатр объяснил, почему это не могло быть лунатизмом

В маленьком бурятском селе случилась очередная зимняя трагедия с замерзшим ребенком: 4-летняя девочка каким-то образом вышла ночью из дома, когда все спали, и замерзла насмерть. Всего в этой многодетной семье было пятеро детей, и четверых сейчас, по сообщению местных источников, якобы забрала опека.  

«МК» выяснил у экспертов, может ли опека в таких случаях забрать остальных детей, а также поговорил с детским психиатром о возможных причинах трагедии.       

Психиатр объяснил, почему это не могло быть лунатизмом

Погибшая девочка воспитывалась в полной многодетной семье с пятью несовершеннолетними детьми.  

СУ СК по Республике Бурятия сообщает, что «4-летняя девочка ночью незамеченной вышла из дома в легкой одежде, провела несколько часов на улице, в течение которых действие низкой температуры привело к переохлаждению детского организма». Когда ее нашли в сугробе, она еще подавала признаки жизни, но по дороге в больницу скончалась. В ту ночь температура в районе опустилась до -20.

По версии следствия, мать вечером, как всегда, уложила детей спать, и уснула сама – в соседней комнате. Около 2 часов ночи женщина проснулась, чтобы проверить малышей, и не обнаружила в кровати 4-летнюю дочь. Вместе со старшими детьми обезумевшая мать бросилась на поиски малышки. Лишь спустя несколько часов, когда уже стало светать, ее нашли… Девочка лежала возле забора одного из дворов, и, как сообщает следователи, на ней были легкая демисезонная куртка, платье и сапожки. «У ребенка были признаки переохлаждения. Сотрудники полиции на своем автомобиле повезли девочку навстречу машине “скорой помощи”, чтобы доставить в больницу. На полпути машины встретились, но к этому моменту ребенок скончался», – сообщили «МК» в СУ СК по Республике Бурятия. 

По некоторым данным, четверых детей изъяли из семьи и поместили в социальное учреждение до выяснения обстоятельств трагедии.

Член Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Альшанская недоумевает, почему органы опеки пошли на такие меры?

– Я не знаю обстоятельств этой ситуации, но из того, что я вижу в открытых источниках, я не могу найти никаких основания для отобрания детей, – поделилась мнением с «МК» Елена Альшанская. – Отбирать можно только в том случае, когда есть основания полагать, что существует серьезная угроза и для других детей, оставшихся в семье, и она не устранена. А если это акт наказания, то мама и так уже наказана этим горем, потерей своего ребенка…

Девочка ушла уже ночью, после того, как мама ее уложила, то есть, мама проконтролировала этот момент. И мама же проснулась, обнаружила пропажу ребенка и сразу же бросилась на поиски. В такой ситуации мне непонятно, на каком основании и зачем забирать детей из семьи, потому что, ведь очевидно, что сама мать находится сейчас в чудовищном горе, стрессе, и здесь нет ее прямой вины. Дети также находятся в стрессе, зачем же им еще его добавлять, лишать их мамы, близкого человека, и помещать в госучреждение? Это жестокие, неоправданные, бессмысленные действия опеки. Если только это не какая-то искаженная информация с мест. 

– Семья хорошая, непьющая. Никто у нас не высказывает предположения, что здесь мог быть злой умысел, что ребенка могли бросить специально в сугроб, чтобы она умерла. Папы в ту ночь дома не было, он был на работе... Девочка у них ходила иногда во сне, – утверждает одна из местных жительниц. – Вроде бы она была лунатиком. Но как она могла надеть сапоги и куртку и выйти на улицу, нам не понятно.

«Не судите мать! – высказалась одна из жительниц региона, врач по профессии. – Однажды у нас был случай: ребенок трех лет ночью табуретку поставил к двери, открыл дверь и в супермаркет пошел! Просто захотел чупа чупс. И его привезли в больницу к нам! А родители там были очень хорошие!».

– Во-первых, на снохождение это не похоже. Как правило, оно бывает в пределах комнаты, в пределах дома. И уж точно, не приходя в сознание, ребенок не оденется, –разъяснил «МК» известный детский психиатр, доктор медицинских наук Лев Пережогин. – Тут можно предположить несколько вариантов. Первый, девочка могла быть в сознании, она проснулась, чего-то испугалась, надела первую попавшуюся одежду и побежала, куда глаза глядят. Такая импульсивная реакция. Второй вариант: это больше похоже на фугу (редкое психическое расстройство, характеризующееся внезапным, но целенаправленным переездом в незнакомое место, после чего человек полностью забывает всю информацию о себе. – И. Б.). Могла быть так называемая «истерическая фуга», – это когда люди ведут себя вроде бы естественно и правильно, а при дальнейших разговорах выясняется, что они могли по полгода путешествовать по миру и не вспомнить потом об этом. С другой стороны, у столь маленьких детей такие состояние предполагать сложно.

А могла быть, к примеру, и «эпилептическая фуга» – это когда ребенок находится в полубессознательном состоянии и делает какие-то стереотипные действия, например, одевается, как и здесь девочка сама оделась. На этот момент также указывает и то, что девочку нашли в сугробе вдали от дома. Обычно нарушение сознания заканчивается глубоким сном. Она бежала, остановилась на полпути, упала и уснула. Но все это лишь предположения, так как мы ничего не знаем о состоянии ребенка.

Что касается возможности самому открыть дверь, то любой здоровый четырехлетний ребенок справится с этой задачей. Если он дотягивается до замка, он может повернуть ключ и т.д. А мы, как правило, ключ всегда оставляем в замке. 

Чтобы избежать подобных трагедий, каждого ребенка родители должны регулярно показывать врачу. Даже если, на первый взгляд, с ним все в порядке. В годик, в два, в три в рамках диспансеризации в план включен психиатрический осмотр – по согласию с родителями. Правда, большинство родителей такого согласия не дают, а зря. Если же за ребенком уже замечали какие-то проблемы, то здесь нужно уже серьезней подходить к замкам, оконным рамам, то есть, принимать дополнительные меры предосторожности.

Своим мнением по поводу трагедии поделился и советник председателя исполкома Россоюзспаса Владимир Федорович: «Здесь больше вопрос к правоохранительным органам и соцработникам, которые должны разобраться, что происходило в семье? Есть ведь причины, почему четырехлетний ребенок ушел ночью из дома. Я бы еще раз напомнил родителям, что нужно лучше смотреть за детьми».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру