Судебный процесс над террористами в Бельгии будет длиться несколько месяцев

Организация обошлась в 35 миллионов евро

Прогремевшие в 2016 году теракты в Бельгии только сейчас стали приобретать логическую развязку. В понедельник в Брюсселе стартовал масштабный судебный процесс над 10 обвиняемыми, причастным к трагическим событиям шестилетней давности. Среди подсудимых фигурирует и Салах Абдеслам, который в прошлом году был приговорен к пожизненному заключению.

Организация обошлась в 35 миллионов евро

Десять человек предстанут перед судом по обвинению в причастности к терактам в Брюсселе 22 марта 2016 года, в результате которых 32 человека погибли и еще сотни получили ранения. Это стало одной из крупнейших трагедий для страны в мирное время. Атака была произведена на территории аэропорта Брюсселя и станции метро "Мальбек".

Процесс проходит в специально построенном суде в бывшей штаб-квартире НАТО на севере бельгийской столицы. Перед судьями предстанут предполагаемые джихадисты, которые обвиняются в пособничестве или организации терактов смертников.

Главный подозреваемый на скамье подсудимых – 33-летний Салах Абдеслам. Французский террорист в прошлом году был осужден в рамках отдельного судебного процесса на родине за его причастность к терактам в Париже в 2015 году. Тогда погибло 130 человек, более 490 получили ранения.

Также на скамье подсудимых в Бельгии находится Мохамед Абрини, известный как «человек в шляпе». Он был снят на камеру видеонаблюдения вместе с двумя террористами-смертниками, участвовавшими в нападении в брюссельском аэропорту Завентем. Прокуроры утверждали, что Абрини оставил сумку со взрывчаткой в зале вылета и скрылся с места происшествия. Позже Абрини признался в содеянном. Также ранее была доказана его причастность к терактам в Париже.

Усама Крайем тоже предстанет перед судом в рамках нынешнего судебного процесса. В 2016 году его адвокат выдвинул довольно экзотичную версию его причастности к событиям. Как утверждала защита, Усама планировал стать террористом-смертником в метро, но в последнюю минуту передумал. Итог все же один – Крайема доставили в специально построенный для процесса суд строгого режима вместе с другими соучастниками.

Обвиняемого Уссаму Атара, который был назван координатором действий террористов, будут судить заочно. Главный «мозговой центр» преступников, как утверждалось, был убит в Сирии в 2017 году.

«Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в России, – «МК») взяло на себя ответственность за теракты в Париже 13 ноября 2015 года и взрывы в Брюсселе 22 марта 2016 года. Следователи полагают, что они были совершены базирующейся в Бельгии ячейкой, в которую входил Салах Абдеслам. Группа планировала и дальше совершать террористические акты, предположительно включая нападения во время футбольного турнира Евро-2016 во Франции. После ареста Салаха 18 марта террористы стали действовать быстро, совершив через 4 дня серию взрывов.

Помимо погибших, сотни путешественников и сотрудников транспорта получили ранения. Шесть лет спустя многие выжившие, родственники и спасатели признаются, что они по-прежнему травмированы.

Филипп Ванденберг работал в брюссельском аэропорту Завентем, когда два террориста-смертника взорвали свои устройства в терминале. Он без промедления пошел помогать людям. «Шанс спасти жизнь — это самое важное, что может случиться», — сказал он в недавнем интервью.

Он до сих пор вспоминает пострадавших, потерявших конечности, а также двух детей, лежавших рядом с безжизненным телом, — «вероятно, их матери». Он даже пытался реанимировать женщину, но было слишком поздно.

После лечения от посттравматического стрессового расстройства в специализированной клинике Ванденберг в 2019 году уволился с работы в аэропорту. «Моя жизнь была полностью разрушена, я потерял друзей, хобби, работу», — сказал Ванденберг агентству AFP. Сейчас он волонтер Красного Креста и надеется стать водителем скорой помощи.

Яана Меттала, гражданка Швеции, была на шестом с половиной месяце беременности, когда ехала в поезде метро, ​​взорванном во время второго теракта. Выступая на бельгийском телевидении, она сказала, что суд – часть процесса выздоровления, важно поделиться тем, через что она прошла. Меттала пролежала в больнице четыре месяца и, к счастью, родила здоровую дочь. Сейчас женщина работает над тем, чтобы ее ребенок был признан жертвой нападения.

Валери Жерар, адвокат, представляющий потерпевших, сказала, что многие чувствовали себя покинутыми государством: «Время, прошедшее после событий, ослабило их, они потеряли доверие». Жерар является одним из 14 юристов, представляющих на безвозмездной основе почти 300 человек, которые подали гражданские иски в суд через организацию Life4Brussels, созданную для помощи жертвам терактов 22 марта.

В 2017 году организации удалось добиться внесения изменений в закон, гарантирующий пожизненную пенсию по восстановлению и возмещению расходов на медицинское обслуживание жертв терактов в Брюсселе. Однако некоторые не смогли воспользоваться этими привилегиями, поскольку, по их словам, им было травматично иметь дело с бюрократией. Сейчас же у всех свидетелей есть надежда, что процесс поставит точку в вопросах терактов в 2016 году. Как отмечают сами пострадавшие, им важно просто посмотреть в глаза преступникам, которые нанесли своими действиями увечья или различного рода травмы стольким людям. И на это будет действительно достаточно времени.

Ожидается, что текущий судебный процесс продлится от 6 до 9 месяцев. В нем примут участие сотни выживших и свидетелей, а также эксперты в области медицины, психиатрии и криминологии. С середины января у пострадавших будет возможность выступить перед судом.

В первую неделю судебного процесса будет преобладать чтение обвинений против подсудимых. Дело будет рассматриваться присяжными из семи женщин и пяти мужчин. Никакого дисбаланса, как можно подумать, нет. Люди были выбраны на прошлой неделе по жребию из тысячи человек. В случае если назначенные присяжные не смогут по какой-то причине участвовать в процессе, их заменит кто-то из 24 резервных заседателей.

Самый дорогостоящий в истории Бельгии судебный процесс (обошелся он в 35 миллионов евро) был отложен на несколько недель после того, как судья приказал переделать «стеклянный ящик», в котором будут находиться обвиняемые. Подсудимые будут сидеть вместе в одной ложе, а не в отдельных кабинках. Такое решение было принято после того, как председательствующий судья решил, что первоначальная планировка ограничивала их возможность общаться со своими адвокатами.

Читайте также: "Туристов в Турции известили об угрозе новых терактов: взорван дом"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру