Психолог предупредила о последствиях школьного буллинга: «Ведет к депрессии и суициду»

Последствия травли аукаются неуверенностью и тревожным расстройством

  В последнее время случаи агрессии, драк и даже поножовщины среди школьников участились. Поводом чаще всего становится травля, которой одни дети подвергают других. К сожалению, учительский буллинг тоже встречается в школах, как и рукоприкладство. 

  О том, как бороться со школьной травлей и какую отложенную опасность таит буллинг, «МК» поговорил с системным семейным психотерапевтом Екатериной Шабельской.

Последствия травли аукаются неуверенностью и тревожным расстройством

- Кто-то вспоминает школьные годы с ностальгией, а кто-то мечтает стереть из памяти этот период, но не получается, — говорит Шабельская.  — Издевки одноклассников и неприязненное отношение учителей способны так глубоко ранить и подорвать самооценку, что даже повзрослев, человек не может отпустить ситуацию. Ему трудно общаться с окружающими, потому что внутри живет страх быть непонятым и отвергнутым. Тяжелые воспоминания отравляют жизнь даже спустя много лет после окончания школы.

- Слова не было такого, но буллинг в школах был всегда...

- Да, трудно найти школьный коллектив, в котором бы не возникала проблема буллинга. Под этим термином подразумевают притеснение ребенка со стороны других детей и учителей. Буллинг может проявляться в форме физического насилия — школьника толкают, бьют, отнимают или портят его вещи. Такую травлю взрослые быстро замечают и стараются пресечь. Но чаще агрессоры применяют психологическое воздействие: дают жертве обидные прозвища, высмеивают или игнорируют. Физически ребенка никто не трогает, но он постоянно чувствует себя униженным. Длительное эмоциональное насилие причиняет гораздо больше вреда, чем синяки и ссадины.

- Жертвой такого притеснения может стать любой ребенок?

- Жертвами буллинга становятся дети, не способные дать решительный отпор и защитить себя в силу характера, отсутствия жизненного опыта и физических возможностей. В роли агрессоров обычно выступают одноклассники, желающие самоутвердиться за счет слабого. Будучи эмоционально незрелыми, они не осознают, насколько жестоко поступают. Ведь у нас размыто понятие насилия — его принято применять по отношению к физическому воздействию. Поэтому многие дети считают, что, если человека не избили, не покалечили — ничего серьезного не произошло. Моральный вред не учитывается. На поведение школьников также влияют подростковые субкультуры, призывающие стремиться к лидерству, демонстрировать превосходство и подчинять тех, кто послабее.

- А как же тогда учительский буллинг?

- Да, далеко не всегда зачинщиками травли становятся дети. Распространены случаи, когда школьный буллинг провоцируют те, кто должен с ним бороться — педагоги. Недавно в одной из российских школ учительница дала детям задание «назвать плохих одноклассников», чтобы сделать стенгазету под названием «доска позора». В другом учебном заведении педагог насильно смыла макияж с девочки-подростка. Был также эпизод, когда учительница заставила мальчика почистить зубы прямо в классе, чтобы наказать за сквернословие. Подобные методы воспитания недопустимы, поскольку публично унижают ребёнка и наносят ему психологическую травму. Позволяя себе грубые действия и уничижительные комментарии в адрес ученика, педагог создает нездоровый психологический климат в классе.

- В каких случаях буллинг ранит ребенка сильнее?

- Если ситуация происходит в младших классах, дети быстро перенимают негативное отношение учителя и начинают травить «неугодного» одноклассника. Ведь классный руководитель в начальной школе воспринимается как непререкаемый авторитет. Школьник, ставший объектом учительской неприязни, не понимает ее причин и считает себя во всем виноватым. Пропадает интерес к занятиям, ребенок теряет доверие к окружающим и уверенность в собственных силах. Самостоятельно изменить ситуацию он не может. Эта проблема, если ее вовремя не решить, может привести к плачевным последствиям — от полной утраты учебной мотивации до возникновения тревожно-депрессивных расстройств.

Дети постарше переживают бестактные замечания и предвзятость учителей не менее болезненно. Они находятся в том возрасте, когда крайне важно быть принятым в кругу ровесников. Если педагог унижает подростка перед классом, ученик чувствует себя опозоренным, испытывает страх, злость и обиду. Хуже всего, когда язвительные фразы учителя сопровождаются смехом одноклассников. Не в силах находиться во враждебном коллективе, ребенок начинает прогуливать школу. Юношеский максимализм окрашивает картину мира в мрачные тона: подросток мучается и не верит, что жизнь когда-то станет лучше. Постоянное напряжение и депрессивные мысли могут подтолкнуть школьника к роковому шагу — много подростковых суицидов происходит из-за буллинга.

- Всегда ли родителю нужно вмешиваться? Или «сам разберется» - так до сих пор многие считают...

- К сожалению, дети часто молчат о проблемах с учителями и одноклассниками, надеясь решить их самостоятельно. Некоторые школьники боятся, что вмешательство взрослых только усугубит ситуацию. Родителям следует это учитывать и быть очень внимательным к детям. Важно не пропустить следующие тревожные «звоночки»:

• ребенок приходит из школы с синяками, испорченными вещами, в грязной или порванной одежде и не дает внятного объяснения случившемуся;

• избегает командных игр и групповых мероприятий;

• старается пропустить занятия — прогуливает уроки, постоянно опаздывает, симулирует болезнь;

• не имеет постоянных друзей, никого не приглашает в гости, на переменах избегает общения с другими детьми и старается держаться поближе к взрослым;

• боится отвечать у доски перед классом;

• теряет аппетит, страдает от ночных кошмаров и головной боли;

• намеренно причиняет себе вред — например, специально наносит порезы.

- Какова правильная реакция, если родители подозревают, что ребенка в школе травят?

- Первое, что рекомендуется сделать — попытаться «разговорить» ребенка. Для этого необходимо создать в семье теплую и доверительную атмосферу. Постарайтесь не ругать сына или дочь за плохие оценки, найти время для дополнительных игр и беседы по душам. Мягко расспросите об отношениях с учителями и одноклассниками. Внимательно выслушайте его и постарайтесь сохранять спокойствие, даже если рассказ вызовет бурю негативных эмоций. Ребенок должен быть уверен, что у вас он всегда найдет принятие и поддержку.

Следующий шаг — визит в школу и разговор с учителем. Каким бы сильным не было ваше желание защитить ребенка, лучше воздержаться от агрессивных разборок. Постарайтесь наладить контакт с педагогом, узнать, как он видит сложившуюся ситуацию и предложить свою помощь. Возможно, вы узнаете что-то новое о поведении вашего сына или дочери.

Изучив проблему с разных сторон, можно приступать к ее решению. Ваша главная цель — помочь ребенку стать частью школьного коллектива и повысить самооценку. Следует объяснить, что именно в его поведении вызывает неприязнь окружающих — например, ябедничество, плаксивость, хвастовство, жадность. Также стоит рассказать о качествах, которые ценятся в школьном социуме и помочь их выработать. Можно заранее «проигрывать» с ребенком проблемные ситуации, чтобы сформировать определенные алгоритмы поведения. Это подготовит школьника к разным вариантам развития событий, придаст ему уверенности и спокойствия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28961 от 31 января 2023

Заголовок в газете: Слово на букву «б»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру