Долгожданное расследование по COVID начинает свои первые публичные слушания вступительным заявлением председателя расследования баронессы Халлетт и фильмом со свидетельствами семей, понесших тяжелую утрату, который заранее был описан как "трудный для просмотра".
Баронесса Халлетт, судья в отставке, пообещала поставить 226 тысяч жертв пандемии в центр расследования ответных мер правительства, отмечает Sky News.
Это расследование было начато Борисом Джонсоном в мае 2021 года, и оно будет охватывать процесс принятия решений в Вестминстере и администрациях в Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии.
Любое расследование имеет право заставить людей выступить в качестве свидетелей и предоставить доказательства. Список свидетелей публикуется еженедельно - ожидается, что на слушаниях будут присутствовать политики, бывшие и нынешние.
Следствие опубликовало список свидетелей, которые должны дать показания на этой неделе. В него входит сэр Майкл Мармот, автор отчета о смертности ключевых работников, который показал, что у водителей лондонских автобусов в возрасте от 20 до 65 лет вероятность умереть от COVID в период с марта по май 2020 года была в 3,5 раза выше, чем у мужчин других профессий по всей Англии и Уэльсу.
Важной частью расследования будет изучение того, почему люди, принадлежащие к этническим меньшинствам, подвергались такому большему риску умереть от коронавируса. Утверждается, что это связано не с физическими, а с социальными причинами - с работой и жилищными условиями, с которыми сталкиваются люди, принадлежащие к этническим меньшинствам.
Как подчеркивает Би-би-си, умершие от COVID люди - и те, кто все еще испытывает на себе осложнения, известные как «длительный COVID», - не единственные жертвы вируса. Когда в начале пандемии в Великобритании были введены ограничения, главный медицинский советник правительства, профессор сэр Крис Уитти, предупреждал о косвенных издержках. Они оказались огромными. Дети не могли посещать школу, предприятия были закрыты, лечение, не связанное с коронавирусом, откладывалось, а смешанные компании были запрещены, что мешало всему — от обычного повседневного общения до встречи с умирающими близкими в их последние дни.
Наследие этого остается в виде растущего числа проблем с психическим здоровьем, потери знаний и экономического спада, отмечает Би-би-си. Это также проявляется в сохраняющихся высоких показателях смертности и ухудшения здоровья, не связанных с COVID, поскольку материализуются последствия пропущенного лечения таких состояний, как рак и болезни сердца.
Таким образом, важнейшим элементом расследования должно быть выяснение того, почему правительство ввело ограничения - и всегда ли они были необходимы.
Один высокопоставленный чиновник общественного здравоохранения, который сыграл ключевую роль в пандемии и должен дать показания, говорит, что трудно понять, как можно было избежать первой карантинной изоляции, когда вирус уже был в Британии. Проще говоря: "Мы не знали, с чем имеем дело". Но после того, как первая волна закончилась и ученые узнали о заболевании больше, правительству не следовало так быстро вводить ограничения.
"У нас было так много правил и предписаний, за которыми люди не могли уследить, - говорит чиновник на условиях анонимности. – Это было очень жестко и шло сверху вниз. Это противоречит всем доказательствам того, что работает во время катастроф".
"Одна из вещей, которую сделала Швеция, - это положилась на сильное общественное сознание своего населения, - говорит чиновник. – В Великобритании мы недостаточно доверяли общественности - это наносило ущерб. Мы могли бы дать им хорошую информацию и рекомендации и позволить людям действовать. Общественность повсюду демонстрировала, что в целом они были осторожны и ответственны".
Закрытие школ для всех, кроме наиболее уязвимых детей и детей ключевых работников, стало "крупнейшим системным сбоем" пандемии. Британские дети провели шесть месяцев заочного обучения, при этом парикмахерские и пабы открылись раньше школ во время первого карантина - решение повторилось для парикмахерских в Шотландии после второго карантина по всей Великобритании в начале 2021 года.
Уполномоченная по делам детей Англии Рэйчел де Соуза крайне обеспокоена тем, какое влияние это оказало на детей - даже сейчас посещаемость школ ниже уровня, существовавшего до пандемии.
Ожидается, что в ходе расследований будут опубликованы выводы и, возможно, рекомендации. При этом указывается, что цель расследования не в том, чтобы найти кого-то "виновным". Общественные слушания должны продлиться не менее трех лет.