Смягчить нельзя, продлить: что происходит с делом петербургского кооператива «Бест Вей»

В Петербурге с 16 по 18 октября прошла очередная волна судебных заседаний по запутанному делу, связанному с компаниями «Лайф-из-Гуд», «Гермес Менеджмент» и потребительским кооперативом «Бест Вей». В 2021 году было возбуждено уголовное дело по статье об организации деятельности по привлечению денежных средств в особо крупном размере, которое позднее переквалифицировали на мошенничество. Одним из оснований стали письма Центробанка и Росфинмониторинга, которые усмотрели признаки финансовой пирамиды. Уже более полутора лет четверо обвиняемых находятся в СИЗО, пока идет предварительное следствие. Главный обвиняемый тем временем остается на свободе – речь идет о бизнесмене Романе Василенко, главе «Лайф-из-Гуд», основателе ПК «Бест Вей», следствие связывает его также с «Гермес Менеджмент». 

Смягчить нельзя, продлить: что происходит с делом петербургского кооператива «Бест Вей»
Фото: Ирина Меркель

Почему расследование уголовного дела о финансовой пирамиде тянется почти два года, против чего борются пайщики ПК «Бест Вей» и почему суд раз за разом оставляет обвиняемым самую жесткую меру пресечения – в репортаже «МК».

Хронология событий

Кооператив «Бест Вей» появился еще в 2014 году. Его идея состоит в том, что граждане платят паевые взносы, и как только набирается необходимая сумма – каждому в порядке очередности покупается квартира. После этого они продолжают рассчитываться за недвижимость, как это бывает при оформлении рассрочки или ипотеки. Разница в том, что переплаты, по сравнению с ипотекой, очень невелики, хотя для приобретения квартиры нужно отстоять очередь и право собственности на недвижимость принадлежит кооперативу. Как только пайщик закрывает всю сумму – квартира переходит в его собственность.

Уголовное дело возбудили в октябре 2021 года, спустя 7 лет работы «Лайф-из-Гуд» и кооператива. Когда в феврале 2022-го начались массовые задержания подозреваемых и обыски – основатель компаний Роман Василенко проживал в Лондоне, писал «КоммерсантЪ». В одночасье под стражей оказались четыре, по версии «Коммерсанта», топ-менеджера предполагаемой финансовой пирамиды, а по версии других изданий – технических сотрудника: Анна Высоцкая, Александра Григорьева, Елена Соловьева и Михаил Измайлов, которые находятся в СИЗО уже свыше полутора лет. В 2023 году были арестованы еще четверо граждан, один взят под домашний арест и еще одному избран запрет определенных действий.

Потерпевшие сообщили, что при нехватке средств на приобретение квартиры их призывали вкладывать свои сбережения в инвестиционную компанию «Гермес Менеджмент», обещая прибыль. Кроме того, в случае если кооператив становится банкротом – вся недвижимость, за которую пайщики не расплатились, остается у него в собственности.

Во время задержаний следователи выяснили, что за более 8 лет существования кооператив собрал с почти 20 тысяч пайщиков более 16 млрд рублей. На счетах кооператива находится 4,3 млрд рублей. Всего ПК «Бест Вей» приобрел почти 2,5 тысячи квартир, а погасить долг перед кооперативом и оформить их себе в собственность смогли 247 человек.

«Объединиться, чтобы жить»

Санкт-Петербургский городской суд 17 октября рассмотрел ходатайства об изменении и продлении меры пресечения сначала Анне Высоцкой, а затем – Александре Григорьевой. Первое заседание должно было пройти в 11:00, а второе – в 12:30. Однако последние слушатели покинут здание суда лишь в 6 вечера.

Одной из первых на заседание подошла пайщик из Москвы Татьяна Богданова. Слушатель принесла с собой футболки с триколором и надписью «Объединиться, чтобы жить», которые подготовили другие участники кооператива для поддержки обвиняемых. Женщина рассказывает, что стала пайщиком в 2019 году, когда они с мужем завели ребенка и решили купить квартиру.

– Мне как женщине в декрете ипотеку не давали, а у мужа было ИП, поэтому мы искали какие-то альтернативные варианты. И вот я узнала про эту программу [ПК «Бест Вей». – Прим. ред.], она меня заинтересовала по двум причинам. Во-первых, там первоначальный взнос 35%, а во-вторых, нет процентных ставок, ты не переплачиваешь за жилье. Для нас решающим фактором было изучить документы кооператива. Мы смотрели устав, законы, советовались с юристами и знающими людьми. Уже в 2021 году нами была куплена квартира, мы живем там третий год и каждый день благодарим кооператив за это, – рассказывает Татьяна Богданова.

По словам Татьяны, купленная квартира по-прежнему принадлежит ПК «Бест Вей», ведь возможные собственники за нее еще не расплатились. Так как банковские счета компании арестованы, выводить с них средства запрещено, однако вносить новые можно. Поэтому, рассказывает женщина, они с мужем продолжают ежемесячно платить за приобретенное ими имущество – так делают и многие другие пайщики. Более того, подчеркивает наша собеседница, буквально за неделю до задержания подозреваемых она внесла первый взнос на покупку второй квартиры – почти 5 миллионов. Выходить из кооператива она не собирается.

Народные средства

Пайщик Андрей Щеглов приехал на заседание из города Удачный, Саха (Якутия). Мужчина делится, что вступить в кооператив хотел еще в 2019 году, но накопить нужную сумму смог лишь в 2021-м. Когда произошли задержания обвиняемых – он находился примерно на 700-й позиции из 2000 ожидающих в очереди. Несмотря на арест счетов ПК «Бест Вей», он не теряет надежды и продолжает вносить ежемесячные платежи.

Пришел поддержать обвиняемых еще один слушатель – Илья Савицкий из Гатчины. По словам мужчины, он работает фотографом, несколько лет откладывал деньги для первого взноса, однако необходимую сумму скопил лишь к январю 2022-го. Через месяц были задержания. Вскоре он принял решение выйти из кооператива, так как его финансовая ситуация ухудшилась. Поэтому сегодня он ждет, когда ему вернут пай с арестованных счетов ПК «Бест Вей». Однако, подчеркивает наш собеседник, как только появится возможность – он вновь вступит в кооператив, так как это «действительно самый выгодный способ» получить квартиру.

Поддерживает обвиняемых и петербуржец, член ПК «Бест Вей» Евгений Иорданиди. Мужчина тоже смог купить себе квартиру с помощью кооператива в 2021 году, хотя за его деятельностью следил с 2014-го, когда предприятие только было основано. Тогда, рассказывает мужчина, компания приобрела всего 30 квартир за год, зато спустя несколько лет она вышла на показатель 100 квартир в месяц.

Где пострадавшие?

Перед началом рассмотрения дела Высоцкой секретарь обращается к слушателям: просит их не занимать первый ряд в зале, так как он для потерпевших.

Присутствующие, слыша это, начинают усмехаться и возмущаться. Дело в том, что следствие заявило о почти 200 потерпевших, которые почти никогда не приходят на суды, пояснила Татьяна Богданова.

– Ни на один суд за редким исключением они не являются, это четыре-пять человек, которых я уже визуально знаю. Сегодня их здесь нет. Обычно они встают и говорят: «Мы поддерживаем следствие». В чем поддерживают? Когда начнется суд по делу ПК «Бест Вей», мы очень ждем, что они скажут, потому что они будут обязаны приехать в суд и дать показания, – рассказала она.

Снова в СИЗО

Первое заседание начинается лишь спустя час, около 12.   Судья зачитывает, что Анну Высоцкую обвиняют в совершении преступлений по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем), ст. 159 (мошенничество) и ст. 172 (незаконная банковская деятельность). Органы предварительного следствия и прокуратура просят продлить срок заключения Высоцкой под стражей, а защита – освободить ее либо под залог в 9 млн рублей, либо смягчить меру пресечения на домашний арест.

Сначала с ходатайством выступила следователь, включенный в состав следственной группы по делу ПК «Бест Вей». Она заявила о необходимости продлить меру пресечения в виде заключения под стражу, так как с Анной Высоцкой, как и другими обвиняемыми, выполняются действия по ст. 217 УПК РФ – они знакомятся с материалами дела.

– Прежде всего Высоцкая обвиняется в совершении особо тяжкого и двух тяжких преступлений. Ее роль материалами уголовного дела установлена как активный участник преступного сообщества. Также установлено, что она имеет непосредственную связь с преступным сообществом и его организатором [Романом Василенко. – Прим. ред.], который в настоящий момент находится в розыске, – пояснил следователь.

Кроме того, отметил следователь, обвиняемая может «продолжить совершать преступную деятельность», если ей смягчат меру пресечения. Дело в том, что следствие вышло на новый клуб Unite to live, который создал Роман Василенко и некоторые его коллеги, находящиеся в розыске, а также иные неустановленные лица. Однако на момент заседания в документах обоснования ходатайства информации об этом не оказалось.

Когда настала очередь выступить с ходатайством у стороны защиты, адвокат обвиняемой Павел Сафонов заявил, что следствие искусственно создает ситуацию, направленную на содержание Анны Высоцкой под стражей. Так, основаниям для продления ареста указано, что обвинительное заключение еще не составлено, как это было три месяца назад. Следствие при этом выполняет действия по ознакомлению подсудимых с материалами дела, хотя обвиняемая от данного права отказалась.

После часового перерыва, судья вынесла решение по делу. Анна Высоцкая остается в СИЗО еще на 3 месяца – до 18 января 2024 года.

«Забастовка обвиняемых»

Второе заседание, уже с участием директора ООО «Лайф-из-Гуд» Александры Григорьевой, тоже началось с опозданием, вместо 12:30 в 15:50. Оказалось, что обвиняемой стало плохо, поэтому пришлось вызывать скорую.

Главным отличием заседания с участием Александры Григорьевой стало то, что суд поинтересовался, почему она не желает ознакомиться с материалами дела и просит такого же от своих представителей.  

– Я не согласна с данным ходатайством [о продлении меры пресечения в СИЗО. – Прим. ред.]. Возражаю, поскольку я отказалась от ознакомления с материалами уголовного дела еще 30 июня. Об этом есть протокол, он в материалах уголовного дела, – заявила Александра Григорьева суду.

– У вас забастовка обвиняемых, у вас все обвиняемые не хотят знакомиться с материалами дела, – позднее заявила судья, обращаясь к следователю.  

…Суд вынес решение, ничем не отличающееся от предыдущих. Александре Григорьевой продлили меру пресечения в СИЗО еще на 3 месяца – до 18 января 2024 года. К слову, днем ранее под стражей оставили и ее коллегу Михаила Измайлова, а днем позже – Елену Соловьеву.

Следствие продолжается

Как заявила на суде следователь, предварительное следствие находится на стадии завершения. Однако главный подозреваемый по-прежнему находится на свободе – речь идет об основателе «Лайф-из-Гуд», ПК «Бест Вей» Романе Василенко (следствие также считает его руководителем «Гермес Менеджмент», но сам он это отрицает), дело в отношении него выделено в отдельное производство, он находится в международном розыске.

Вина четверых обвиняемых, находящихся под стражей дольше предельного срока, остается недоказанной, что, разумеется, не говорит и об их невиновности. Однако несколько вещей остаются непонятными. Например, почему при наборе одинаковых обвинений одни фигуранты находятся в СИЗО, а другие – под домашним арестом или запретом определенных действий. При том, что столь длительное содержание обвиняемых под стражей за совершение экономического преступления – редкий случай.

Кроме того, возникают и вопросы относительно того, почему предварительное следствие тянется уже более полутора лет по формальным причинам, вроде ознакомления обвиняемых с материалами дела, дополнительными материалами дела и вещдоками. Действительно ли виновны эти четверо граждан – решит не следствие, адвокаты или пайщики, а лишь суд. Вопрос только в том – когда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру