Закон «О запрещении склонения к искусственному прерыванию беременности на территории Республики Мордовия» принят региональным парламентом 2 августа этого года. Обычным, не обременным начальственными полномочиями гражданам за нарушение закона грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей, должностным лицам — штраф от 25 до 50 тысяч рублей, юридическим лицам — от 100 до 200 тысяч.
Республика стала первым российским регионом, принявшим подобный акт. Но уже не последним: аналогичный региональный закон — почти один в один повторяющий мордовский — появился в начале ноября в Тверской области. И, судя по всему, очень скоро мы увидим продолжение. Об этом, собственно, говорит и выступление патриарха Кирилла, остро чувствующего всегда общественно-политические веяния.
«Население может увеличиться как по движению волшебной палочки, если мы решим эту проблему, — уверен глава церкви. — Если научимся отговаривать женщин от совершения абортов, статистика сразу пойдет вверх». Что ж, спорить трудно: такое умение демографию как минимум не испортит. Но, похоже, ни патриарх, ни региональные власти, стращающие карами за сбивание беременных с панталыку, не до конца представляют себе весь масштаб проблемы.
Аборты — это ведь лишь очень небольшая, мизерная ее часть. Аборты делают либо в случае нежелательной беременности, либо когда беременность сперва желали, а потом передумали.
Но несравнимо чаще рождения не случается не из-за абортов, а по причине того, что беременности вообще не было, — из-за того, что ее не хотели и не допустили. То есть по логике надо законодательно запретить также склонение к использованию противозачаточных средств и, пардон, прерыванию полового акта.
В принципе, полностью исключать появление подобных рестрикций нельзя. Но толку и от этого не будет совершенно никакого. Во-первых, в силу того простого факта, что к каждой ячейке общества, официальной или потенциальной, не приставишь соглядатая со свечкой. К счастью (или к сожалению — для кого как), эта сфера находится за пределами государственного контроля. Во всяком случае пока.
Во-вторых, склоняют граждан России к ограничению рождаемости вовсе не враги-вредители, тщащиеся добиться обезлюживания страны. Нет, враги, возможно, и мечтают о таком сценарии, но это, слава богу, за пределами и их возможностей. Руки у врагов, как говорится, коротки.
Определяющими здесь являются два фактора. Первое — то, что ученые мужи называют демографическим переходом: снижение по мере развития человеческой цивилизации — как смертности, так и рождаемости, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. С этим тоже вряд ли что-то можно поделать: против этого лома нигде в мире приема не придумано. И не факт, что вообще надо придумывать: бесконтрольный, неудержимый рост населения планеты — тоже, мягко говоря, не подарок.
Но кое-что, пожалуй, можно сделать с другим важным фактором, который порой заставляет кривую рождений существенно отклоняться от графика, свойственного демографическому переходу. Как в ту, так и в другую сторону. Речь идет о том, что можно назвать уверенностью в завтрашнем дне. От ее наличия либо отсутствия.
Посмотрим на социально-экономические показатели державы: с учетом накопленной инфляции доходы граждан сегодня меньше, чем 10 лет назад, в 2013 году, продолжающем оставаться самым благополучным в постсоветской истории России. Точно так же, как 1913-й — в истории досоветской и доброй половины советской. Нет, понятно, что снижение обусловлено известными обстоятельствами непреодолимой силы. Которые рано или поздно должны измениться. Вопрос - когда.
Об остроте проблемы говорит и наделавшая довольно много шуму рекомендация, данная одним священником своей смятенной пастве: добрый батюшка посоветовал женщинам произвести на свет как можно больше детей, ибо «если ребенок у нее будет не один», то «ей будет не так больно и страшно с ним расставаться». Совет, в принципе, логичный, но какую-то часть аудитории мог побудить к выбору прямо противоположного варианта поведения — вообще не рожать. Или, по крайней мере, отложить это до лучших, более спокойных времен.
В общем, есть тут еще над чем поработать. Есть и кому работать. В отличие от интимной сферы эта целиком и полностью входит в зону ответственности власти.