Яхрома — небольшой город в 60 км от Москвы. С центральной площади виднеется тот самый собор Троицы Живоначальной, из-за которого разгорелся сыр-бор.
Оценить, насколько громко бьют колокола, не удается. На расстоянии 500 метров от собора ничего не слышно. А может, служители церкви пошли на попятную и заглушили перезвон?
Подхожу ближе. Колокольня в строительных лесах, сам храм в полуразрушенном состоянии.
Слышу короткий перелив. На часах 13.30. Ага, значит, все-таки не сдались.
Несмотря на внешнюю разруху, внутри помещение храма отремонтировано. Службы идут.
Меня встречают работницы церкви.
— Как раньше было гонение на церковь, так и сейчас. Враг не дремлет! — не сдерживается одна из женщин. — Что-то с народом не то происходит. Поймите, нам без Бога никуда. Как это, без Бога жить? И тем более без колокола. Да, наши колокола звонят каждые 15 минут. И дальше будут звонить. Четверть часа отбивают быстро: трынь-трынь. Половину чуть дольше и громче: дзынь. Когда ровно час — еще громче: пум-пум. Ничего в этом страшного нет. А вот когда служба идет, колокола звонят долго и в полную мощь.
Раздается тот самый «трынь-трынь». Уши не закладывает. Пару секунд и всё.
— Вот, сами слышали. Разве такое может кому-то помешать? — искренне не понимает собеседница. — Подписи в защиту колокола мы собирали дня два. Потом наш батюшка велел завязывать.
Женщина утверждает, что большинство яхромчан на стороне церкви: «Одна прихожанка благодарила нас: «Я когда слышу по утрам тынь-тынь-тынь, значит, 7 утра, пора вставать». Рядом с нами находится клиника неврозов, так их пациентам колокольный звон помогает вылечиться. Никакого психиатра не надо. Они сами подтверждали, что перезвон их успокаивает. Часто сидят у нас на лавочках, когда их отпускают на прогулку. Девушка с депрессивным расстройством плакала: «Мне так хорошо, когда сижу и слушаю». Через два месяца после выписки она приехала к нам с молодым человеком. Ее глаза сияли. Обняла меня, сказала, что ее жизнь кардинально изменилась. Некоторые находят в Интернете колокольный звон и слушают. Да и сколько людей исцеляется колокольным звоном….
Про целительную силу колокольного звона немало отзывов в Интернете. Православные считают, что звон улучшает обмен веществ, нормализует сердечно-сосудистую деятельность, очищает почки и желчный пузырь, борется с раковыми клетками.
— Лечит именно вибрация от колокола, — добавляет собеседница. — Когда человек сильно болеет, нужно залезть на колокольню и бить в колокола. Раньше во время страшных эпидемий всегда так поступали. А у нас в Яхроме целых три храма. Представляете, если бы все три били!
«Напрасно мы откликнулись на эту тему»
Настоятеля Троицкой церкви застать не удалось. Батюшка уехал на Донбасс. Весь расклад по ситуации дал его помощник, староста Олег Владимирович.
— Что касается конфликта с колоколами, считаю, напрасно наш секретарь откликнулась на эту тему. Дело было так: в соцсетях кто-то возмутился по поводу колоколов. Начались перебранки. Наша работница включилась в дебаты — испугалась, что запретят колокола. Подняли даже национальную тему. Мол, если вы запретите колокола, вам понастроят минареты и так далее. Глупости! Мы с мусульманами живем душа в душу. Они у нас первые помощники. Если сейчас отключить колокола, они первые прибегут и встанут за нас. Ребята считают, что колокола приятно звонят и на часы смотреть не надо, всегда ориентируешься. Потом глава городского округа пообщался с настоятелем, на этом все затихло. Полиция к нам не приезжала.
Олег Владимирович не в курсе, что крайнего в этой истории все-таки нашли. Им оказался местный житель, который имел неосторожность высказаться в соцсетях за запрет колоколов. Несдержанного мужчину поначалу хотели обвинить в оскорблении чувств верующих.
— Серьезно? Ну бред… Гнут у нас палку в любую сторону, кто как хочет, — заступился за незнакомца староста. — А вообще я удивляюсь: кому мешает колокол? Звон всегда считался украшением. В селах недвижимость около храма поднималась в цене. Построиться рядом с собором было проблематично. Только богатые могли себе позволить. А тут такое счастье привалило: храм восстанавливают, звон наконец-то появился.
Функцию курантов на яхромском храме выполняет электронный звонарь. Олег Владимирович поясняет: «Нашему электронному звонарю третий год. Система простая: язык каждого колокола привязан поводком к механическому мотору. Электромотор дергает — и раздается звук. Выключить его при желании можно, он программируется. Этим занимается специальная организация, которая устанавливает электронную систему и обслуживает. Мы туда не лезем, чисто пользователи. Есть у нас и живой звонарь. Он приходит к утренней и вечерней службе».
— В Яхроме лично я не сталкивался с людьми, которые выступали бы против колокольного звона, — продолжает помощник настоятеля храма. — Казалось бы, пациентов отделения неврозов, которое в двух шагах от нас, должны раздражать посторонние звуки. Так их, наоборот, все устраивает. Они приходят на службы, перед праздниками моют храм, убирают территорию в свободное от лечения время. Против могли выступить пациенты другой яхромской психиатрической клиники, где более жесткий режим. Но они далеко от храма находятся, не слышат колокол, слава богу.
Олег Владимирович долго рассказывал о больном. И что колокольню реставрируют шестой год, и что за многие годы храм удалось лишь немного подлатать. Называл астрономическую сумму, которая требуется на восстановление собора. С горечью замечал: «Столько денег нам сразу не дадут».
— Обидно, что мы в прошлом году только подняли новый колокол, освятили его. Большой праздник был, все счастливы и довольны. И тут вдруг: звон прекращайте...
«Меня с собаками разыскивали»
Найти противников колокольного звона в Яхроме все равно что найти иголку в стоге сена.
Удивились сотрудники ближайшего к храму магазина. Пожал плечами работник суши-бара, что в двух шагах от храма.
А вот в поликлинике народ оказался в теме. Охранница на входе доложила, что в медучреждении проводили опрос: «Прихожане на видео снимали мнения яхромчан. Нужно было засвидетельствовать, что город не против колоколов. Никому они не мешают! Когда бьют, успокоение наступает. Даже слезы идут». Женщина и впрямь смахнула слезу.
Местные чиновники и вовсе сделали вид, что не понимают, о чем речь. Пожали плечами в яхромской полиции: «Этим делом занимались коллеги из соседнего Дмитрова».
А где же тот самый мужчина, которого чуть было не обвинили в оскорблении чувств верующих? Где инициативная группа, выступающая против колокольного звона? Как в воду канули.
Разве что в Сети бушевали страсти: «Колокольный звон нужно использовать только в крайних случаях, как набат. Люди отдыхают, а они железками гремят», «Ужасно мешает звон буквально под окнами. Издевательство над людьми. Вынуждены либо не открывать окна, либо после рабочей недели не иметь возможности отоспаться», «Когда в 3–5 утра спать ложишься, а в 7 начинается… 10 лет такого не было. Только по праздникам звонили. А тут началось. Нет, это не переливы по нескольку минут. Это просто куранты часовые. Но зачем?»
Я написала всем, кто высказался против колокольного звона в Яхроме. Только один из комментаторов признался: «Я тот самый человек, которого с собаками разыскивали. Привлекли камеры ГИБДД, устроили обзвон по списку моих друзей из ВК. В итоге я провел полтора часа в отделении уголовного розыска».
Имени своего собеседник просил не указывать: «Я и так местная знаменитость теперь».
И рассказал, как все было.
— Сотрудник полиции пытался подвести все это дело под «оскорбление чувств верующих». Но осознал, что таких намерений у меня не было. Насколько знаю, должны были отправить на экспертизу заявление одной дамы, мои объяснения и еще кипу бумаг. Дальше либо отказной материал, либо формальный суд и административный штраф.
Мужчина уверен, что противников колокольного звона в городе много: «Когда поднялся шум, кто-то из верующих сам проболтался, что в храм даже врачи приходили из больницы, которая буквально в 50 метрах от храма. Просили убрать звуковое сопровождение, мешающее приему пациентов».
Добавляет, что и верующих хватает: «Твердят, что на Руси всегда был колокольный звон. Хорошо, допустим. Но не каждые же 15 минут в режиме курантов с 7 утра до 23 вечера? Неужели ни у кого в городе часов нет? Храм находится в плачевном состоянии, колокольня стоит уже просто по привычке, часть кладки разрушена и отсутствует, зато на автоматику деньги нашлись».
Замечаю, что часовой звон не такой уж и громкий.
— После той истории каким-то образом уменьшили громкость, — согласился собеседник.
Яхромчанин заявляет, что не знаком с непосредственными инициаторами конфликта. Сам он откликнулся лишь на публикацию в соцсетях.
— Мне поначалу светило дело об оскорблении чувств верующих. Интересовались, что я имел в виду под определением «христанутая», почему назвал колокол проклятым, был ли ранее судим, являюсь ли военнообязанным. По какому адресу проживаю и по какому адресу находился, когда писал свои комментарии в Сети. Минут через 20 сотрудник полиции все понял. Признался, что сам с подобным столкнулся впервые. На прощание меня попросили, как активного пользователя социальных сетей, сообщать им напрямую об обнаруженных комментариях касательно СВО.
— Куда делась инициативная группа, которая затеяла конфликт?
— Самому интересно, куда они делись. По факту ведь получается, что я один остался.
P.S. Скандал с яхромскими колоколами не уникальный. Жалобщиков на колокольный звон хватает по всей стране. Правда, их возмущения ни к чему не приводят. И на закон о тишине не сошлешься — он не распространяется на деятельность религиозных организаций.
Руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин считает, что в данной ситуации нужно договариваться.
— Довольно часто на центральных храмах городов устанавливают куранты, каждые 15 минут звучит небольшой перезвон. Это не церковный звон, а часовой бой. И нарушения закона тут нет. Тем более ночью куранты не бьют. При желании на электронном звонаре можно отрегулировать звуки. Если подкрутить моторчики, сократить зазор между языком и юбкой колокола, то звук получается немножко потише. На пульте можно настроить период паузы, в какой промежуток времени лучше не звонить. Если местным жителям мешает слишком ранний перезвон, то, возможно, стоит чуть отодвинуть временной промежуток. Думаю, такие споры разрешаются. Однозначно необходимо искать компромисс.