Сторонники гипотезы о рынке животных выразили мысль о «высокомерии» тех, кто поддерживает альтернативные гипотезы, а также о «фантастических идеях», напоминающих сюжеты фильмов.
Другие ученых критиковали за то, что они отвергли гипотезу о лабораторной утечке, а затем раскритиковали младшего научного сотрудника, поддерживающего эту гипотезу, назвав его работу «анекдотом».
По крайней мере, доказано, что вирус был на рынке в Ухане. Образцы, собранные с прилавков в начале января 2020 года, содержат генетический материал COVID-19. Недавний анализ показал, что общий «предок» всех вирусов с рынка стал причиной всей пандемии.
По словам ученых, это выглядит убедительно, только если не учитывать, что образцы были собраны уже через несколько недель после начала пандемии и ни один из них не взят у живых животных.
«Неясно, почему образцы не были собраны до закрытия рынка и уничтожения животных. Поэтому многие комментаторы, включая меня, считают эти результаты лишь наводящими на размышления», — поясняет критик этой гипотезы Марк Вулхаус.
Согласно его мнению, основная проблема заключается в отсутствии образцов от животных, и именно поэтому никто не считает, что вирус появился в Ухане. Естественными резервуарами коронавирусов считаются летучие мыши, и в радиусе 1500 километров от города не было обнаружено заражённых колоний. Следовательно, вирус мог быть привезён на рынок. Однако в цепочках поставок животных, продаваемых там, вируса не обнаруживалось.
По данным исследований, есть вероятность, что человек занес вирус на рынок в конце 2019 года, так как некоторые вирусы, родственные COVID-19, были получены от людей, не связанных с рынком.
Вспышка первоначального коронавируса в 2002 году действительно началась на рынке, где продавались циветты и другие животные, в провинции Гуандун. Тем не менее, эпицентр пандемии COVID-19 находился менее чем в 20 километров от крупнейшей китайской лаборатории по изучению коронавирусов – Уханьского института вирусологии.
«Такое совпадение требует убедительных доказательств в пользу рынка как источника или подтверждения искусства лаборатории. Однако текущие доказательства не так убедительны», — объясняет Марк Вулхаус.
Ученые из института проводили экспедиции по поиску коронавирусов в других местах, включая Гуандун. Исследователи из Уханьского центра по контролю заболеваний, расположенного неподалеку от рынка, также совершали свои экспедиции. Это объясняет возможность другого пути появления вируса у человека.
«Тем не менее еще в марте 2020 года, при минимуме доказательств, идея о вовлечении лаборатории отвергалась как теория заговора», — заключают специалисты.
Два года назад один из сторонников рыночной гипотезы утверждал, что его последнее исследование «опровергает идею о лабораторной утечке». Автор нового анализа называет альтернативные объяснения «причудливыми и абсурдными».