На вопрос, действительно ли необходимо христианину окунаться в прорубь на Крещение, священники не могут однозначно ответить. Например, если обратиться к достоверному православному информационному ресурсу, pravoslavie.ru, то в ходе дискуссии на эту тему священник Филипп Пономарев сказал следующее: «Окунаться в прорубь на праздник Крещения Богоявления — русская благочестивая традиция, не имеющая сакраментального значения. Церковь никого не обязывает строго ее соблюдать. Все зависит от желания человека. Но для многих верующих эта традиция имеет очень важное значение».
С другой стороны, тот же священник осудил тех, кто приходит к проруби просто «за компанию»: «Масса людей на Крещение, не заходя в храм Божией и не задумываясь о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня, стремятся окунуться троекратно в проруби просто потому, что им хочется прочувствовать какую-то экстремальную ситуацию в жизни, или, может быть, поднять душевный настрой, или просто «за компанию».
Священник Дионисий Каменщиков, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии, в свою очередь, считает, что «купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет». «Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие, — высказался он. — Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет».
Итак, мы обратились к священнослужителю Иваново-Вознесенской епархии, иеромонаху Макарию (Маркишу) за его мнением на этот счет.
— Надо смотреть в корень, как заметил еще Косьма Прутков, наш непризнанный и не всегда политкорректный гений, — начал он. — А надо сказать, что вся неуемная суета с крещенскими купаниями — это пляска под далеко не христианскую дудку. Весь пафос происходящего — заставить народ забыть о празднике Богоявления, о крещении Спасителя св. пророком Иоанном Предтечей, как о том свидетельствует евангельское повествование (3-я глава Евангелия от Матфея).
— Вы имеете в виду, что масса народа устремляется к прорубям, вообще не имея никакого представления о сути праздника?
— Попробуйте провести экспресс-интервью с публикой, которая навострила лыжи на «иордань», как они иной раз именуют место для купания: многим ли из них ведомо, при чем тут Иордан? Многие ли из них молились в этот день на Божественной Литургии? Многие ли участвовали в торжественном, совершаемом раз в году чине Великого освящения вод?
По итогам опроса сможете сделать вывод: кто именно заказывает музыку на вакханалиях «крещенских купаний»… Ведь вакханалия — это триумф безумия, «празднество» языческого бога Вакха. Поэтому слово это в данной связи выплывает далеко не случайно.
Праздник Богоявления, то есть, Крещения Иисуса Христа в древней церкви соединялся с праздником Рождества Христова и именовался (как и сегодня по-гречески) «праздником Света» — что и неудивительно: в эти самые дни продолжительность дня начинает заметно возрастать, а языческие верования исходили из того, что некие «божества» управляют ходом небесных тел: и даже сегодня за эту оккультную чушь мы расплачиваемся вездесущей астрологической пропагандой, которую наши законодатели год за годом все собираются запретить.
Но с приходом христианства оккультный обман стал отступать. И если мы посмотрим наш церковный календарь, то увидим, что праздник Крещения Господня имеет своим синонимом слово Просвещение. И когда мы совершаем таинство Крещения над взрослым или ребенком, мы именуем его новопросвещенным, то есть, получившим отблеск Божественного Света, того, который воссиял две тысячи лет назад над Спасителем в реке Иордане.
— Понятно, что все эти выложенные в соцсетях сэлфи возле прорубей не имеют отношения к православию. Некоторые идут только ради «смелых фото». Ну и еще по разным другим причинам. Как вы к этому относитесь?
— Да, кокетливые купальники посреди зимы (сколько еще ждать до лета!), пляжные фотосессии на фоне льда и снега (правда, на этот раз фото будут не столь живописные из-за теплой зимы), «по рюмочке», а то и по стаканчику «для внутреннего тепла» и тому подобное — тоже не имеет никакого отношения к вере.
Прежде всего — вопреки «авторитетным указаниям опытных прихожан» — крещенские купания не имеют даже отдаленного отношения к Уставу Православной Церкви. Люди лезут в прорубь (или в бассейн) по своему собственному почину, и в свободной стране им в этом никто не собирается ставить препятствий.
При этом никаких исторических свидетельств о подобных обычаях вплоть до XVIII–XIX веков мы не находим, однако связь с упомянутой «вакханалией» прослеживается. Дело в том, что Святки — 12 дней между Рождеством и Богоявлением — были временем всевозможных пакостей и хулиганства (что низменно осуждалось духовенством — но кто бы нас стал слушать?), а дальше хулиганы смело ныряли в холодную воду, будучи убеждены, что все их грехи тем самым «прощаются». Надо ли останавливаться на безумии и безбожии таких «нравственных установок»?
Но, разумеется, из сказанного не надо делать поспешного вывода, что Церковь якобы «осуждает» крещенский купания! За прошедшие десятилетия после возрождения нормальной религиозной жизни в нашей стране они приобрели характер распространенного обычая, и никто из духовенства не будет иметь против них возражений, если они: во-первых, не несут опасности личному здоровью (это уже вопрос к врачу), во-вторых, не служат угрозой общественной безопасности (а это — к представителю МЧС), и, в-третьих, если они не становятся парадом нескромности и тщеславия (вопрос к каждому из пришедших к купели).
Иеромонах Макарий также напомнил, что из-за теплой зимы службы МЧС запретили выход на открытый лед «всем тем, кто желает не только нырнуть, но и вынырнуть». В то же время, во многих местах, особенно в городах, оборудуются альтернативные места для крещенских купаний, включая и бассейны, и неглубокие водоемы и пруды, по согласованию с полицией/МЧС. И ничто не мешает священнику совершить чин краткого водоосвящения в любом из таких мест, как они обычно освящают воду в реках и озерах, если толщина льда там достаточна для безопасности. «Так или иначе, каждый желающий может выяснить наилучшее место для крещенского купания у себя в православном приходе. Господь с вами!», — сказал в заключение священнослужитель.