Дети из пробирки, зачатые после смерти отцов, будут получать пенсию по потере кормильца. Такое постановление принял 11 февраля Конституционный суд.
Поводом для разбирательства в высшей инстанции стала жалоба жительницы Санкт-Петербурга Марии Щаниковой.
Супруг заявительницы несколько лет назад сдал биоматериал в банк спермы. Впоследствии мужчина скончался, а Щаникова использовала замороженные клетки для процедуры ЭКО и родила двоих близнецов. Подтвердив отцовство умершего супруга через суд, дама обратилась в пенсионный фонд за пенсией по потере кормильца для детей, однако получила отказ. Закон «О страховых пенсиях» не предусматривает выплат на случай, когда зачатие происходит уже после смерти отца ребенка.
Чиновники рассуждали так: если малыши родились спустя 300 дней после ухода из жизни их биологического родителя, значит и его прижизненные доходы не могут иметь к ним никакого отношения. Ведь мать, отправляясь на ЭКО, знала, что мужа уже нет в живых, а значит и рассчитывать на его зарплату не могла. Пройдя все судебные инстанции в неудачных попытках оспорить отказ, Щаникова обратилась в КС и выиграла.
Высшая инстанция установила, что нынешнее законодательство в нарушение Конституции действительно лишает права на страховую пенсию по потере кормильца детей, зачатых с помощью медицинских репродуктивных технологий после смерти родителя. В закон «О страховых пенсиях» теперь будут внесены поправки, а до этого момента КС предписал чиновникам назначать выплаты малышам, родившимся из пробирки после смерти отца.