Обращение в кабмин о необходимости ограничения и частичного запрета использования пальмового масла думцы приурочили к Всемирному дню продовольствия, который отмечается 16 октября.
В отношении к «пальме» и уверенности в необходимости убирать ее из продуктов питания россиян едины все парламентские фракции, заверил Вячеслав Володин.
- Где его нет? – задал риторический вопрос спикер нижней палаты. - Мы не можем сказать. Оно присутствует уже и в детских товарах, продуктах питания, конфетах, в кондитерских всех изделиях, мороженом. Но, как мы видим, использовать начали очень активно в молоке, добавляя. Поэтому разговор очень актуален, важен.
Отношения с правительством у нижней палаты конструктивные, что дает надежду на то, что вопрос «пальмы» будет взят премьер-министром на личный контроль, отметил Володин.
Всё пошло с 90-х, напомнила депутат Яна Лантратова (СРЗП). Именно в лихие годы, когда страна была в экономическом кризисе, на прилавки магазинов хлынул импорт из дешевой и вредной «пальмы». Но теперь, отметила Лантратова, экономика у нас сильная, так зачем нам суррогат в продуктах? Еще и опасный к тому же.
- Во многих странах – во Франции, США, - полного запрета пальмового масла нет, но есть политика, направленная на его сокращение из-за его опасности. При его переработке образуются самые вредные вещества – те же, которые содержатся в вейпах, которые мы запретили. Но в продуктах питания всё остается,- заявила Яна Лантратова.
«Пальма» приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям – причине 80% смертей в России. По репродуктивной системе заменитель молочного жира тоже бьет, повышая риск бесплодия. Это уже удар по демографии.
Производители руководствуются принципом экономической целесообразности, поэтому многие из них не готовы отказываться от дешевого пальмового жира в угоду дорогому молочному. На животноводстве такая ситуация отражается крайне негативно, уверен депутат Владимир Кашин (КПРФ).
- Раньше у нас было просто-напросто молоко и молочный жир, который решал все проблемы. Мы производили 57 миллионов тонн молока и потребляли 380 килограммов на человека этой уникальной продукции. Сегодня мы производим товарного молока 24 миллиона тонн, а в целом – 34 млн тонн, почти на 100 килограммов меньше молока на человека, - рассказал Кашин и обратил внимание на необходимость создания госпрограммы, направленной на наращивание объемов производства молока.
Несмотря на нехватку молока, нам есть чем заменить «пальму». Россия производит 10,7 млн тонн растительного масла – подсолнечного, соевого, рапсового, льняного и так далее. Эти виды масла полезны для здоровья, содержат витамин Е, Омега-3 и 6.
С экономической точки зрения «пальма» перестала быть такой уж и выгодной. Из-за санкций подорожала логистика.
Сколько бы депутаты ни говорили о вреде пальмового масла, профильные министерства заявляют о его незаменимости «в виду его универсальных свойств», подчеркнула глава семейного комитета ГД Нина Останина (КПРФ). Причем не помогла даже отмена в 2019 году налоговых льгот для «пальмы».
- Сегодняшнее обращение – это результат политической воли председателя Госдумы, который поддержал всех, кто стоит на страже здоровья наших детей, - послала лучи поддержки спикеру Нина Александровна и рассказала, что в стенах ГД прошли четыре круглых стола, посвященных «пальме». Там обнаружился серьезный недостаток в оценке рисков использования этого масла.
- Действующие техрегламенты Таможенного союза основаны на научных данных 1990-х годов и не учитывают современные открытия о канцерогенности элементов пальмового масла, которые образуются при его термической обработке.
Думцы предложили кабмину до 1 декабря представить позицию по нескольким вопросам. Во-первых, по соблюдению запрета на использование пальмового масла и молочной продукции на его основе в питании детей, а также целесообразности распространения этого ограничения на организации, оказывающие социальные и медицинские услуги. Во-вторых, по повышению ставки таможенной пошлины для пальмового масла и его фракций. Также депутаты предложили ввести акцизы на «пальму», создать единую цифровую платформу для мониторинга технологических процессов производства продуктов питания, усилить ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно наличия в продукции заменителей молочных жиров и, наконец, принять программу по развитию молочного и мясного животноводства.