Палестинцы приземлились на чартерном самолёте в международном аэропорту имени О. Р. Тамбо в Йоханнесбурге в четверг утром после остановки в Найроби (Кения), говорится в заявлении Управления пограничного контроля ЮАР.
В заявлении также говорится, что у палестинских пассажиров не было выездных штампов от израильских властей, они не указали, как долго они собираются оставаться в Южной Африке, и не указали местные адреса, где они будут находиться, что побудило иммиграционные власти отказать им во въезде.
153 пассажирам, включая семьи и детей, разрешили покинуть самолёт в четверг вечером после вмешательства Министерства внутренних дел ЮАР и предложения местной неправительственной организации о помощи. По данным Управления пограничного контроля, 23 пассажира с тех пор уехали в другие страны, а 130 остались в ЮАР.
Основатель неправительственной организации Имтиаз Сулиман сообщил, что это уже второй самолёт с палестинцами, приземлившийся в Южной Африке за последние две недели, и что сами пассажиры признались, что не знали, куда летят. Он добавил, что, предположительно, оба самолёта перевозили людей из охваченного войной сектора Газа.
Пока не ясно, как был организован чартерный рейс, откуда именно он прилетел и почему пассажиры смогли покинуть Израиль без необходимых документов, как утверждают власти ЮАР.
Южноафриканский пастор, которому был предоставлен доступ к самолёту, пока он находился на взлётно-посадочной полосе, сообщил национальному телеканалу SABC, что многие палестинцы теперь намерены просить убежища в Южной Африке.
Южная Африка уже давно поддерживает дело палестинцев, и обращение с путешественниками оттуда вызывает гнев правозащитников.
«Это ужасно. Когда я вошёл в самолёт, было невыносимо жарко. Там было много детей, которые потели, кричали и плакали», – сказал пастор Найджел Бранкен в интервью телеканалу SABC в четверг, описывая условия в злополучном самолёте.
«Я не верю, что Южная Африка занимается именно этим. Южная Африка должна хотя бы пустить этих людей в аэропорт и позволить им подать заявление о предоставлении убежища. Это их основное право, гарантированное нашей конституцией».