Чем ответит Россия?

Время в зеркале итогов

  Венгры хотят убрать памятник советскому воину-освободителю с площади Свободы в центре Будапешта. И, видимо, уберут.
     Я с нетерпением жду рекомендаций первого вице-премьера Сергея Иванова: что нам не покупать по этому поводу?
     С Эстонией он объяснил, как быть. Где-то на северо-западе нашей страны продают кисломолочные эстонские продукты — их не покупать. А венгерские продукты где продают? Куда ехать, чтоб их не покупать?
     Раньше, помнится, были консервы: зеленый горошек и голубцы. Но теперь, боюсь, ничего венгерского уже не продается.
     Если так, то это засада. Дожили. Нечем ответить на происки. Одни ракеты да бомбы остались. Но не бомбить же венгров насмерть из-за памятника...
     Военные специалисты, между прочим, давно предлагали: давайте делать новые бомбы — начинять их не взрывчаткой, а говном. Как бы сейчас пригодились такие бомбочки!
     Скинули одну на Будапешт — и порядок. Никого не убили, а позицию свою обозначили. И других заодно предупредили — чтоб неповадно было. Памятников воину-освободителю еще очень много по всей Европе. Вслед за венграми, глядишь, и поляки тоже захотят что-нибудь передвинуть, и чехи, и латыши. А нам что делать? Не покупать несуществующие продукты?

* * *

     Убирая советских освободителей с глаз долой, бывшие братские народы выражают отношение к России — причем к России нынешней, современной.
     Они ведь могли начать перенос памятников еще пятнадцать лет назад — сразу, как сбросили иго коммунизма. Но взялись только теперь. Как будто окончательно что-то про нас поняли.
     Поняли, что мы им уже ничего не сделаем. Не войдем на танках, как в 56-м году.
     С одной стороны, это неприятно, что нас больше не боятся.
     С другой — чего хорошего, когда тебя боятся? Того, кого боятся, потом начинают ненавидеть, а когда он слабеет, принимаются мстить и презирать. Что, собственно, и случилось с нами.
     Можно ли было избежать этой горькой участи?
     Можно. Когда страна стала разваливаться, а сила иссякать, надо было стать такими же, как те, на кого мы наводили страх и ужас. Научиться разделять общеевропейские ценности, ценить свободу и порядочность, отвергать ложь, непрофессионализм и коррупцию.
     Все так и ждали, что после 91-го года Россия двинется в эту сторону. И она даже сделала туда первый шаг. Но дальше, к сожалению, не пошло. Не получилось. В результате Россией сегодня правят дилетанты и коррупционеры, ложь — норма поведения, выборы — профанация, мы дисциплинированно голосуем за партию власти, а нового президента нам выбирает старый президент.
     Россияне остались такими, какими были в советские времена. И если пятнадцать лет назад бывшие братья по соцлагерю почти готовы были признать их “своими”, то теперь иллюзии рассеялись. Мы им не “свои”. Для них мы азиатское племя дикарей, которые любят “твердую руку” и не нуждаются в европейских ценностях. А поэтому надо убрать воина-освободителя с площади Свободы. Ну посудите сами, как такие дикие варвары, как русские, могли принести свободу таким прекрасным цивилизованным европейцам, как венгры, например? Нет, это просто абсурд и нонсенс.

* * *

     Россиянам не нужны общеевропейские ценности. Честно сказать, они даже не знают, что это такое.
     Зато британские моряки, сдавшие в плену всех и вся, на них воспитаны. На базе этих ценностей им положено спасать себе жизнь любой ценой — предавать командование, лобызать врагов, выдавать военные тайны. А возвратившись домой, наврать с три короба про тяготы застенков и получить за это недурные деньги.
     Дикие русские так не умеют. Они не знают своих прав и не жаждут свобод, они пьют водку, ковыряют землю и считают копейки, но, когда приходит время воевать, они идут и воюют в грязи и холоде, и жмут врага, и погибают, и считают предательство тяжким грехом, даже если оно совершено во имя спасения собственной жизни.
     Мне кажется, в этой связи цивилизованным европейцам стоит более бережно обращаться с памятниками советским воинам. А вдруг на мир опять нападет какая-нибудь чума? Бравые воины, воспитанные на европейских ценностях, вряд ли смогут их защитить.

* * *

     Когда люди утверждают себя путем победы над памятником, они проявляют ущербность и ущемленность.
     Когда в поддержку памятника люди не покупают продукты, они тоже проявляют ущербность и ущемленность.
     Получается как в анекдоте: ах не дадите нам монашек в хор, тогда мы не дадим вам пионеров на субботник.
     Со стороны это выглядит как чистая паранойя. Любая программа новостей у нас выглядит как битва с заочным противником, где Россия непременно кому-то что-то доказывает, уличает, требует и платит той же монетой.
     Никакого смысла в этом нет. Какой смысл требовать, чтоб с Россией обращались как с сильной державой — откуда возьмется сила, если кругом сплошное воровство? Какой смысл доказывать с пеной у рта, что в России демократия, когда здесь автократия? А какой смысл весь день транслировать по телевизору гневную отповедь МИДа на доклад госдепа США про наши выборы, который совершенно ни на что не влияет?
     Ну да, нам чужды либеральные свободы и ценности. Но это не значит, что у нас нет сильных сторон. Они есть. И нужно знать себе цену, вести себя с достоинством и не дергаться.
     …Грузинские депутаты давеча выразили намерение вынести из пантеона великих деятелей прах Грибоедова. Больные люди. Если мы в ответ пойдем выкапывать грузин, похороненных на московских кладбищах, мы тоже будем больные люди.
     Но, чувствуется, мы пойдем. Сейчас какой-нибудь лидер нации укажет путь, и мы пойдем выкапывать грузин, переименовывать улицы, искать голубцы, начинять бомбы говном и не давать себя в обиду с упорством маньяков.
     Хотя гораздо достойнее быть выше таких обид. Мы же все понимаем. И откуда берется желание задевать нас, и у кого оно берется, и почему, и кто мы есть на самом деле, и какова цена свободы — как ни странно, но это мы тоже знаем. Ну и чего тогда обижаться?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру