Армия дождалась “Триумфа”

Небо Москвы теперь охраняет лучший в мире зенитный комплекс

Завтра  в подмосковной Электростали заступает на дежурство первый и единственный в России зенитный ракетный комплекс “С-400” “Триумфатор” (в экспортном варианте — “Триумф”). Впервые на боевое дежурство его планировали поставить еще в 1999 году. Но военачальники приходили и уходили, а комплекса все не было. И вот не прошло и девяти лет, как “С-400” все же заступает на охрану неба Москвы.

В 2000 году мне удалось побывать на испытаниях “С-400” на полигоне Капустин Яр под Астраханью. Местный “особист” тогда обалдел от наглости журналиста, непонятно как попавшего на испытательный пуск. Одной рукой он, бедняга, накручивал телефон, пытаясь связаться с Москвой и удостовериться: неужели правда пустили?

Другой — придерживал мой фотоаппарат, чтоб я не отошла поснимать или, упаси бог, поговорить с разработчиками.

Но что было снимать? Ведь “С-400” выглядел так же, как знакомый всем журналистам “С-300”, только огромного локатора, который прозвали “крокодилом”, рядом не наблюдалось, отчего “С-400” казался мелким, неприметным и не столь величественным, как его предшественник.

Разработчикам в тот момент тоже было не до журналистов. Вместе с военными они топтались на смотровой площадке, споря о технических тонкостях. Только когда загудела сирена и контейнеры с ракетами поползли вверх, принимая боевое положение, все сразу затихли. Было лишь слышно, как генконструктор “С-400” Александр Лиманский щелкает зажигалкой, закуривая одну сигарету за другой. То ли спасаясь дымом от полчищ астраханской мошкары, то ли от разыгравшихся нервов.

Раздался громкий хлопок — это ракета носом пробила обшивку транспортно-пускового контейнера, и куски пенопласта разлетелись по степи, разгоняя по норам местных сурков. Ракета на пару секунд зависла в воздухе, как будто принюхивалась или приглядывалась, где ее враг. Потом, словно увидев его, легла на курс и стремительно умчалась, тут же превратившись в точку на горизонте.

Пуск состоялся. Но радоваться никто не спешил. Только через пару минут, когда из командного пункта стали выскакивать офицеры с криками “попали!”, солидные седые конструкторы и генералы со звездами начали обниматься и скакать как дети. Даже “особист” на радостях расслабился и вместе со всеми выпил водки: “За победу!.. За нашу победу!” Тогда всем казалось, что она совсем близко и теперь-то уж “С-400” обязательно поступит на вооружение. Но в Москве решили по-другому.

Писать об удачных испытаниях мне запретили, так как даже название “С-400” вдруг объявили запретным.

Объяснение выдвигалось глупейшее: дескать, противник не должен знать, что дальность комплекса — 400 км, будто для кого-то это было тогда секретом! Вокруг “четырехсотки” стали плестись интриги. Денег на испытания не давали, а в Генштабе тем временем предложили вместо почти готового “Триумфатора” начать разработку другого комплекса — “Самодержец”. Соответственно, направив все средства на него.

Пока споры продолжались, дело стояло. Многие офицеры, участвовавшие в тех испытаниях, окончили службу, так и не дождавшись “С-400”. Они дослуживали на старой технике, перед боевым дежурством переставляя запчасти с одного комплекса на другой, чтобы из двух-трех сделать хоть один рабочий. Ведь многие комплектующие для “С-300” давно перестали выпускать в надежде на скорый приход “С-400”.

И вот он пришел. Один-единственный на все войска ПВО. А для прикрытия воздушной границы России их требуется 200—250. Делая его такими темпами, как сейчас, возможно, лет через 100 мы и решим эту задачу. Если, конечно, “С-400” не устареет морально и технически. Но сейчас мы об этом не думаем. Пока “С-400” — лучший в мире. Лучше новейшего израильского “Хец” и THAAD, который США планируют развертывать только года через три.

Правда, “С-400” еще “сыроват” и требует доработки, потому его опытный двойник оставили на полигоне, чтобы продолжить испытания. И все же первый “Триумфатор” в войсках можно считать большой победой и конструкторов, и военных. Кончено, при условии, что первый не останется единственным…

Справка “МК”:

“С-400” предназначен для поражения всех типов воздушных целей — от низколетящих крылатых ракет и самолетов до баллистических ракет средней дальности, в том числе выполненными по технологии “Стелс”.

Использование нескольких типов ракет различной стартовой массы и дальности (ближней — до 150 км, средней — до 300 км и дальней — до 400 км) позволяет создать одним комплексом эффективную эшелонированную оборону. В комплекс входит локатор кругового обзора с дальностью обнаружения целей до 600 км. Их поиск и захват осуществляется в автоматическом режиме. “С-400” может одновременно работать по 12 целям (“С-300” — по шести), летящим со скоростью до 3 тыс. м/сек на высотах от 10 м до 50 км.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру