Элиту заела уравниловка

То, что основную часть творческого продукта нации создает около 5% самой одаренной части населения, известно всем. Неизвестно лишь, как вырастить эти 5% – причем не только российским, но и зарубежным специалистам. 

Некоторые страны, например, США, открыто признают одаренных людей элитой общества и обеспечивают им максимальные возможности для развития: образование, деньги, быт. В Европе, особенно в странах, где к власти пришли левые силы (например, в Швеции или лейбористской Великобритании), разговоров об элите не любят, а элитарному образованию активно сопротивляются. В Канаде же одаренными считают практически всех детей, учащихся без двоек, а круглых отличников на полном серьезе называют гениями. 

В России, согласились участники слушаний, целостной государственной политики по развитию одаренности нет, и этот пробел пора восполнить именно сейчас. В стране, по словам вице-президента Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношей при Совете Европы Дмитрия Ушакова, сложилась уникальная ситуация. «По потенциалу одаренности Россия входит в первую десятку мировых лидеров, между тем сопротивления особому выделению одаренности в нашем обществе нет. Другими словами, дорога целенаправленному взращиванию элиты у нас открыта», – убежден он. 

Действительно, последние опросы ВЦИОМ, проведенные по инициативе Общественной палаты, подтвердили, что каждый четвертый россиянин считает себя одаренным, а каждый второй родитель убежден в одаренности своих детей (примечательно, что особенно остро ощущение собственной одаренности развито в среде обеспеченных и высокообеспеченных людей). 

В то же время дискуссия в Общественной палате подтвердила: единства мнений о том, какой должна быть государственная политика по поддержке одаренных людей, нет ни в обществе, ни в профессиональном сообществе. Сложились два примерно равных по силе лагеря, один из которых убежден, что одаренность развивает только элитарное образование, а другой настаивает на повышении общего уровня образования как необходимом условии развития таланта. 

«Элитарщики» во главе с председателей комиссии по образованию, ученым секретарем президентского Совета по науке и высоким технологиям Михаилом Ковальчуком настаивают на воссоздании элитарной подготовки (любопытно, что сам Ковальчук, хоть и относит себя к сторонникам введения ЕГЭ, признает, что по элитарному образованию «ЕГЭ прошелся катком»). Главной же причиной отторжения идеи элитарного образования, по словам Ковальчука, является «психология советского человека» и «генетика уравниловки, которые сидят у нас в крови». 

«Эгалитарщики», т.е. сторонники равных прав на получение образования, с ним категорически не согласны. Не все одаренные дети, по словам завкафедрой Института психологии РАН Марины Холодной, «стали одаренными взрослыми, и не все одаренные взрослые были одаренными детьми. А это значит, нужно менять принципы преподавания в общеобразовательной школе, перенацелив их на развитие личности». Именно так, а  не через систему элитной подготовки, надо формировать потенциал нации, убеждена она. 

Кроме того, дополнил картину завлабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО Александр Мелик-Пашаев, «селекционный подход замешан на амбициях и тщеславии, а сейчас – еще и на коммерческой корысти. Его психологические последствия крайне тяжелы, а порой носят трагический характер». 

Чтобы найти в обществе консенсус, Общественная палата предлагает начать общественациональный разговор об элитном образовании для одаренных детей. А пока он идет – потихоньку начинать работу с ними в пилотном режиме: создавать федеральные экспериментальные площадки в форме школ-пансионов; разрабатывать инновационные образовательные программы; отбирать и обучать научно-педагогический персонал, способный вести по ним занятия. 

Тут-то, как признал замминистра образования Исаак Калина, и кроется главная проблема. Чтобы вырастить одаренных детей, «в школе должны работать одаренные учителя. Но то, что мы сегодня предлагаем, к сожалению, не радует»,— признал он. Есть и второй камень преткновения, о котором замминистра умолчал. Оба лагеря легко примирились бы, поддержи государство и общеобразовательную, и элитарную подготовку. Но на это, по словам чиновников, в казне нет средств.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру