“Рогачи” на параде

На улицах столицы отметили три четверти троллейбусного века.

— Ой, смотри, какой смешной троллейбус! 

В субботу москвичи, оказавшиеся в центре города, могли увидеть необычную картину: по улицам прошла парадная колонна из нескольких «рогатых» электрических машин. Торжественный «рейд» был организован ГУП «Мосгортранс» и посвящен 75-летнему юбилею открытия первой городской троллейбусной линии.

Колонна «юбиляров» стартовала от площади Белорусского вокзала, затем проследовала по Тверской, по Театральной площади, по набережным мимо Кремля, по Новому Арбату, Кутузовскому проспекту и финишировала на ул. Генерала Ермолова, где возле Филевского автобусно-троллейбусного парка была устроена импровизированная выставка.

В колонне двигалось и четыре ветерана. Самый «пожилой» из них — МТБ-82Д. Тот самый «синий троллейбус», который увековечил в своей песне Булат Окуджава:

 «Когда мне невмочь пересилить беду,

  Когда подступает отчаянье,

  Я в синий троллейбус сажусь на ходу,

  В последний, в случайный…»

Такие машины начал выпускать вскоре после войны машиностроительный завод №82 в Тушино (отсюда и обозначение троллейбуса). Как писали тогда в газетах, это был подарок жителям Первопрестольной к 800-летию столицы. Желтый верх и широкая синяя полоса внизу — подобная раскраска была традиционной для «эмтебешек» на протяжении несколько десятилетий. Музейный МТБ-82Д с №1777 трудился на московских маршрутах вплоть до 1970 г. После своего списания машина перекочевала на задворки санатория «Узкое», где в нем, как в сарае, хранили железные трубы. Ныне старичок-троллейбус восстановлен до рабочего состояния на одном из предприятий «Мосгортранса».

Участвовали в параде и «коллеги» МТБ по работе — троллейбусы марки СВАРЗ, выпускавшиеся начиная с середины 1950-х специально для столицы на Сокольническом вагоноремонтном заводе. Первенец — СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ, — вполне заслуживает прозвища «аквариум»: у троллейбуса даже часть потолка сделана из тонированного прозрачного стекла! Это была «персональная» модель для обслуживания посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (позднее — ВДНХ), по территории которой проложили троллейбусную линию. (Потому машина и получила обозначение — «троллейбус экскурсионный», а на «передке» у нее поместили барельеф с изображением «фирменного» знака ВСХВ — скульптуры колхозника и колхозницы, установленной над главным входом.)

 «Экскурсионная» модель оказалась настолько удачной, что на СВАРЗе спустя несколько лет приступили к выпуску ее городской модификации, получившей индекс МТБЭС. (Как раз такой троллейбус — СВАРЗ-МТБЭС — участвовал в съемках знаменитого эпизода погони по Садовому кольцу в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!»)

СВАРЗовские троллейбусы были сняты с эксплуатации и отправлены в металлолом в середине 1970-х. Однако следопыты колесной старины смогли найти и вывезти на реставрацию чудом уцелевшие экземпляры. СВАРЗ-ВСХВ обнаружили на Варшавке, — брошенный за ненадобностью кузов редкой машины врос в землю среди зарослей кустарника, так что пришлось прорубать в этой чащобе просеку для эвакуации раритета. А троллейбус СВАРЗ-МТБЭС, обнаружился на автостоянке, где старичка приспособили под складское помещение.

Четвертый ветеран в парадной колонне — ЗИУ-5Г. Такие троллейбусы начали изготавливать почти полвека назад в г. Энгельсе. А пассажиров они возили по московским маршрутам вплоть до конца 1980-х.

Еще один из участников праздничного «рейда» именно в день проведения данного мероприятия поменял свой статус. «Рогатая» машина марки ЗиУ-682Г, еще не так давно трудившаяся на линии, после окончания парада отправилась в хранилище музея и уже больше никогда не выйдет работать на маршрут, превратившись в музейный экспонат.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру