Старина 1-го ранга

За 3 часа в Москве появилось 60 новых памятников.

К сведению офицеров, служащих в нашей стратегической авиации: отныне многие из вас, товарищи, вполне могут в разговоре упомянуть — летаю, мол, на самолете, которому официально присвоен статус «Памятник науки и техники 1 ранга». — Именно такой «титул» получил на только что прошедшем заседании специальной комиссии экспертов бомбардировщик Ту-95.

Уже в семнадцатый раз собрался в Москве Экспертный Совет, выдающий сохранившимся образцам уникальной техники прошлого особые сертификаты. Инициатором проекта стал столичный Политехнический музей.

— Мы столкнулись с парадоксальной ситуацией: формально существует понятие «памятник науки и техники», но нигде нет четкого определения, что же это такое, — рассказывает Гендиректор Политехнического музея Гурген Григорян. — Вот и пришлось озаботиться данной проблемой. Теперь самым ценным экземплярам из музейных коллекций решением ученых-экспертов выдается сертификат: «Памятник науки и техники 1 ранга».

Начиная с 1992-го такие «охранные грамоты» получили уже более 850 технических экспонатов, хранящиеся в 71 музее. Два дня назад, после очередного заседания Экспертного совета в Политехе, списки «избранников» пополнились еще 63 ретро-экземплярами.

Самым крупным из них и стал упомянутый уже стратегический бомбардировщик. Сертификат «Памятника…» дан, конечно, не всем «девяносто пятым», благополучно дожившим до сегодняшних дней и находящимся на вооружении наших ВВС, а лишь одной машине. — Этот Ту-95 из самой первой серии, выпущенный заводом в 1955 г., находится в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино.

Кроме громадины-бомбовоза «титул» получили и еще несколько выдающихся образцов отечественной военной техники, попавшие в музейные коллекции. В их числе — переносной зенитный ракетный комплекс «Игла» (самый первый экземпляр знаменитого ПЗРК хранится теперь в музее коломенского КБ машиностроения).

Среди новоутвержденных экспертами «Памятников 1 ранга» — самые разные технические объекты. Например, первая в мире пишущая машинка с электроприводом, изготовленная в США в самом начале прошлого века (теперь во всем мире сохранилось всего 3 таких экземпляра). Или первый серийный советский телевизор Б-2, выпущенный в начале 1930-х и использовавший еще не электронную, а механическую систему развертки изображения. (Это чудо техники представляет собой внушительных размеров ящик с маленьким отверстием в верхней  части; при помощи вставленной туда линзы можно разглядывать движущуюся картинку размером всего 3х4 см.) А вслед за старинным «телеком» членам Экспертного совета предложен был для обсуждения иной экспонат: один из самых первых в СССР  бытовых видеомагнитофонов «Малахит», которые выпускались на рубеже 1960-х—70-х г. г.

Попали в список «Памятников…» несколько образцов «доисторической» вычислительной техники: механический арифометр «Феликс» довоенных лет, вычислительная машина «Днепр» образца 1970-х, портативный счетный прибор «Коррентатор», выпускавшийся серийно в начале ХХ столетия (эта «умница» умела лишь складывать и вычитать, арифметические действия осуществлялись путем перемещения гвоздиком или острым концом карандаша специальных реек на передней панели).

Получил «охранную грамоту» и станок для анализа астронегативов, изготовленный в России в 1898 г. — Деревянная рамка с зажимами, стекло… Туда вставляются снимки одного и того же участка звездного неба, сделанные в разное время, и сравниваются на просвет. Вроде бы, совсем примитивный прибор, а ведь с его помощью в свое время астрономы смогли открыть 218 звезд!

На обсуждение Экспертного совета представили и некую «секретную машину». В конце XVIII — начале XIX в. это была одна из самых больших военных тайн России: прибор для заделывания литейных раковин в стволах чугунных пушек, сконструированный инженером К. Гаскойном. Сейчас у нас сохранился лишь единственный такой раритет.

Еще один из новых «Памятников науки и техники 1 ранга» может показаться и вовсе странным: «сервиз» из семнадцати пузырьков разного размера, плотно закупоренных притертыми пробками. Название у экспоната не слишком понятное: «Коллекция препаратов элементов платиновой группы, полученных и исследованных К. Клаусом». Однако члены Экспертного совета отнеслись к склянкам с явным пиететом. — Ведь внутри невзрачных «стекляшек» уже более 160 лет сохраняются уникальные химические вещества, и в том числе — самые первые полученные в мире образцы рутения. Этот химический элемент — единственный из всех, входящих в таблицу Менделеева, который был открыт именно в России — выдающимся химиком К. Клаусом, работавшим в Казанском университете.

Заседание Экспертного совета длилось больше трех часов. Следующая «порция» «Памятников…» будет утверждаться лишь через год: процесс подготовки заявок от музеев и предварительной экспертизы занимает много времени. А конца-края этой эпопее не видно. Ведь по самым скромным оценкам, количество образцов техники прошлых лет, которые заслуживают выдачи такого сертификата, достигает у нас нескольких тысяч.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру