Мировой экономический кризис внес коррективы в планы жителей большинства стран в канун Рождества. “МК” решил узнать, как в новых условиях отмечают главный христианский праздник на Западе — например, в Германии и Великобритании.
Что русскому кризис, то немцу пока ничего
Нынешнее Рождество немцы отмечают на фоне мирового кризиса. Но так ли этот кризис мешает праздничному настроению?
— Не сказать, чтобы кризис как-то сильно отражался у нас на рождественских праздниках, — рассказывает “МК” житель баварского Регенсбурга Рупрехт фон Вальденфельс. — Я даже в магазинах интересовался — ощущают ли они кризис. Вроде нет. В газетах, конечно, пишут про кризис. Но это не те материалы, которые помещают на первые страницы. Простые немцы скорее думают о кризисе как о чем-то абстрактном, хотя и с чувством опасения. Но вообще-то праздничные покупки совершаются как всегда. Впрочем, кто знает, а вдруг это все затишье перед бурей? Вот, к примеру, у моего двоюродного брата компания по производству автомобильных запчастей — и там из-за кризиса явно придется увольнять людей. Но, надо сказать, у нас в Германии не так-то просто уволить работников или сократить им зарплату.
Немцы реагируют на кризис более чем адекватно: они без оглядки покупают рождественские подарки. И правильно делают. Правда, есть опасения, что рождественский шопинговый ажиотаж продержится недолго. Более того, аналитики предрекают в наступающем году спад покупательской активности из-за рецессии и роста безработицы. По прогнозам, в новом году без работы останутся более полумиллиона жителей Германии.
На днях были обнародованы результаты соцопросов, которые показывают: больше половины немцев оценивают свои финансово-экономические перспективы в 2009-м как “хорошие” или “очень хорошие”. Правда, доля оптимистов на западе Германии существенно (в разы!) выше, чем в восточных землях. Но это то, что касается личного благосостояния, а вот насчет общеэкономического положения Германии у немцев скорее скептическое мнение.
Один из симптомов ощущения кризиса — во многих немецких компаниях решили отказаться от рождественско-новогодних корпоративов. Примерно пятая часть немецких ресторанов в этом году столкнулась с отменой заказов на корпоративные праздничные гулянья. Но в остальных заведениях общепита запланированные праздники состоятся. Так что ситуация пока действительно не такая уж удручающая, хотя рестораторы призадумались всерьез над грядущими перспективами: а что если тенденция к уменьшению расходов возобладает?
Но в русском ресторане в западногерманском городке Вестербург подготовка к встрече Нового года идет полным ходом. Билеты на ночь с 31 декабря на 1 января по 35 евро (с учетом того, что “все включено” — в том числе выпивка, живая музыка и куча развлечений — очень и очень недорого) были проданы уже в ноябре. Практически все гости — наши бывшие земляки, “русские немцы”. Для них поход в праздничный вечер в ресторан — возможность встретить Новый год так, как они делали это в Союзе: с соленьями, салатом оливье и, конечно, водкой. Не забыты и дети: для них в ресторане организовано специальное новогоднее представление. Совладелица ресторана Ирен Черны еще пару месяцев назад начала искать для “утренника” костюмы Незнайки и Пеппи Длинныйчулок… Так что кризис кризисом, а праздник праздником.
Британцы экономят на подарках, но только не на еде
Как ни старался финансовый кризис испортить в нынешнем году британцам праздничное настроение, но в конце концов знаменитый английский здравый смысл взял верх, и традиционная предрождественская лихорадка всецело овладела массами. Еще две недели назад аналитики предсказывали, что напуганные перспективой растущей безработицы и падающих доходов лондонцы сократят свои подарочные аппетиты и проявят умеренность в покупках. Но в минувший уик-энд на главной торговой улице города Оксфорд-стрит было не протолкнуться и все крупнейшие универмаги рапортовали о рекордных продажах.
— Это не потому, что лондонцы стали беспечнее или не тревожатся о подступающих проблемах, — сказал “МК” известный театральный продюсер сэр Камерон Макинтош, чьи популярные мюзиклы “Призрак оперы”, “Отверженные” и “Оливер” уже много лет не сходят с подмостков лондонского Вест-Энда. — Люди ищут психологического равновесия, положительных эмоций. Угроза кризиса и потенциальных неприятностей подталкивает их друг к другу, заставляет находить утешение в подарках родным и близким, в щедром рождественском застолье. Это все очень естественно, и я рад, что люди не сдаются, не хнычут.
Кстати, в эти дни хорошо идут дела не только у магазинов, но и у организаторов различных спектаклей и шоу. Генеральный директор Объединения лондонских театров Ричард Палфорд сообщил “МК”, что билетов на ближайшие недели практически не осталось. “Это очень приятная новость, особенно имея в виду обратную картину на нью-йоркском Бродвее, где спектакли идут при полупустых залах”, — сказал он.
И все-таки “уши кризиса” торчат и из Британии. И если общее число приобретенных населением рождественских подарков осталось почти на прошлогоднем уровне, то выручка магазинов сократилась процентов на 10. Это очень серьезная потеря для ритейлеров, которым, чтобы завлечь к себе покупателей, приходится сбрасывать цены на 50—70%.
Если в прошлом году самыми популярными подарками были мобильные телефоны, плазменные телевизоры и навигаторы, то в этом — DVD-диски с блокбастерами, компьютерные игры и наборы недорогой косметики.
Менеджер 4-этажного детского универмага “Хамлиз” на Риджент-стрит рассказал, что впервые за последние 10 лет администрация была вынуждена устроить распродажу не после, а до Рождества. Кроме того, по его наблюдениям, в этот раз родители берут более дешевые игрушки. “Самые шикарные игры и куклы обычно покупали иностранцы, но в этом году и они экономят”, — сказал менеджер.
Особенно заметна эта тенденция в дорогих бутиках. В ювелирном салоне “Де Бирс” “МК” сообщили, что число российских гостей, которые в последние годы были самыми активными предновогодними покупателями, на этот раз уменьшилось вполовину.
Зато на чем британцы не экономят — так это на рождественском обеде. 25 декабря столы будут, как обычно, ломиться от изобретательно приготовленных жирных индеек и уток под клюквенным соусом, рождественского пудинга, обильно политого кремом с виски, и многих других традиционных блюд.