“Трубопровод был неграмотно сварен, и в месте, где труба делала поворот, поставили сужение с одного метра до 70 сантиметров. Любое сужение, любой поворот — неприятная вещь для металла и трубопровода, — сказал Лужков. — Возможно, помог и некоторый скачок давления при подаче газа”.
Технические особенности сварки сегодня по сравнению с 1976 годом, когда прокладывался газопровод на Озерной улице, существенно изменились. Если верить специалистам — в лучшую сторону. Но…
Во-первых, срок службы газопровода 30 лет, потом его положено перекладывать. Во-вторых, сама сварка — дело тонкое и непредсказуемое.
— Вопрос надежности газопровода — один из самых сложных, — говорит главный сварщик ГУП “Мосгаз” Владимир Бродягин. — Прогнозировать надежность газопровода, а тем более надежность сварки невозможно. Сварка выделена в особый процесс, в ходе которого происходят серьезные изменения механических и коррозионных свойств металла трубы. Именно поэтому газопровод может спокойно пролежать под землей как 40—50, так и 15—20 лет. И от техногенных катастроф не застрахован никто.
— Самые слабые места газопровода — это места монтажных стыков, зоны нарушения изоляции, электрохимической защиты и зоны сгибов, — вторит ему профессор кафедры “Сварка и мониторинг нефтегазовых сооружений” РГУ нефти и газа имени Губкина Олег Стеклов. — И их при прокладке газопровода избежать нельзя. Эти работы всегда выполняют, когда следует обойти препятствие, например если трубопровод проходит под рекой или магистралью, встречает на своем пути подземные переходы.
Чтобы избежать ЧП, газопровод регулярно проверяют с помощью рентгена и ультразвука (проводят внутритрубную диагностику). Толк от этих исследований есть, но гарантировать безаварийную работу газопровода они не могут.
— Есть много способов проверки состояния газопровода, но ни один из них со стопроцентной вероятностью не выявляет и не гарантирует безопасности его работы, — признается главный сварщик Москвы.
На вопрос “МК”, может ли ЧП на Озерной улице повториться в Москве снова, все специалисты в один голос говорят: да.
— Мы вступили в период повышенной опасности и риска, — утверждает Стеклов. — Средний возраст магистральных газопроводов 27 лет, а плановый ресурс технических систем — 33 года. Это значит, что за нашими газовыми трубами нужен глаз да глаз.