Органы прозрения

Слепоглухие люди могут учиться в вузах и защищать диссертации

Глухая темнота. 

Кромешная тишина. 

Ни звука, ни искры света — вечный склеп. При жизни. Вместо жизни. О том, что существует другой мир, они догадываются только на ощупь. Если, конечно, научатся передвигаться. 

Их жизнь предопределена — в лучшем случае несколько лет растительного существования на шее у родных. Без слов, без мыслей, без эмоций. 

Тем, кто попал в Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих детей, повезло. Здесь их учат жить — общаться, творить, любить. 

Но вне этого заведения они по-прежнему никому не нужны. 

И детдом принимает своих выпускников обратно... 

В глаза здесь сразу бросаются жизнерадостные, солнечные картины. Их сделали ребята, которых раньше называли слепоглухонемыми. Вспоминаю фотографии из старого учебника психологии: лица таких детей были пугающе гладкими, без единой мимической морщинки. У них просто отсутствовала мимика — зачем она им? Они не умели ни разговаривать, ни смеяться, ни плакать... 

Лица здешних воспитанников — совсем другие. Живые, осмысленные, подвижные. Хотя диагноз тот же. Только без добавки “немые”. Доказано, что речь у большинства из них можно развить. Правда, процесс это кропотливый и долгий. К каждому нужен свой подход. Сотрудники детского дома рассказывают, что найти двух ребят с одинаковыми диагнозами невозможно, у каждого — свой букет болезней. 

— Только к 9—10 годам мы объединяем их в какие-то группы, — говорит директор детдома Галина Епифанова. — До этого с каждым занимаются индивидуально. Но и потом мы постоянно наблюдаем: у одного лучше пошла устная речь, у другого — письменная, третий может общаться только тактильно, но зато хорошо рисует или лепит из глины. Хотя около 70 воспитанников, у которых помимо слепоглухоты есть еще и психические нарушения, с огромным трудом поддаются обучению. Они у нас работают в мастерских, например, клеют коробочки для фейерверков. Для таких людей любая деятельность полезна. А если у человека появляется какой-то признак развития, мы начинаем его учить в специальной группе.

 Даже для самых тяжелых воспитанников детдома имеется своя арт-мастерская. В коробочках фасоль, макароны, шишки — для развития тактильных навыков, на стеллажах поделки из теста и рваной бумаги. Похоже на какой-нибудь модный клуб раннего развития. Только занимаются в нем не малыши, а подростки и даже взрослые — для учебы им порой нужны многие годы.

У кабинета директора — очередь. При мне выходят родители с грудничком на руках. На лицах — радость. Сейчас время, когда идет прием будущих воспитанников, и их малыша поставили на очередь.

— Наш детский дом рассчитан на 230 человек, но в нашей стране около 6 тысяч слепоглухих людей, — вздыхает Галина Константиновна. — Поэтому у нас огромные очереди. У нас дети через год даже писать понемногу начинают! Но специалисты в других городах говорят родителям: “У вас необучаемый ребенок”. 

— Почему возникает слепоглухота? 

— Чаще всего такое происходит с недоношенными малышами, родившимися с очень маленьким весом. Сейчас ведь выхаживают даже 500—700-граммовых крох. Но, к сожалению, у многих из них появляется младенческая ретинопатия — зрительные центры не успевают сформироваться.

Помимо этого возможны генетические отклонения, особенно если родители — родственники.  Самый знаменитый сегодня слепоглухой человек — профессор психологии Александр Суворов — родился от брака между родными братом и сестрой. Война раскидала детей, оставшихся сиротами, по разным детдомам, и они даже не знали о существовании друг друга. Чудом встретились и… полюбили друг друга. О том, что они близкие родственники, узнали слишком поздно, когда старший сын Сашенька уже начал терять зрение. В три года мальчик ослеп, в девять — потерял слух. Но несмотря на это Александр Васильевич окончил МГУ, защитил докторскую диссертацию, написал множество книг.

— Огромное значение имеет тот факт, родился ли ребенок изначально слепым и глухим или потерял зрение, слух позже, — поясняют сотрудники детдома. — В последнем случае у него больше возможностей для развития. 

Недавно две выпускницы детдома окончили педагогический университет. Теперь вернулись в родные пенаты: одна стала учительницей, другая — воспитателем у старших ребят. Еще трое слабовидящих ребят в эти дни защищаются в Павловском реабилитационно-восстановительном колледже, где выучились на художников-дизайнеров. 

В изостудии детишки под руководством тоже слабовидящего преподавателя что-то увлеченно рисуют. Они так низко склонились над мольбертами, что, кажется, их носы вот-вот уткнутся в полотно.

Рядом — керамическая мастерская. 16-летний Вова, почувствовав наше присутствие, широко улыбается, жестами предлагает показать, как что работает. Ловко включает электрический гончарный круг, лепит вазочку, показывает, как они делают свечки. Лицо светлое, одухотворенное. Я совсем забываю, что парень меня едва видит и практически не слышит. Зато вспоминаю слова некоторых здоровых людей: “Зачем таким помогать? Для них чем скорее помереть, тем лучше”. Прости им, Вова…

— Володя сирота, несколько лет назад поступил к нам из московского детдома, — рассказывает педагог Светлана Заречнова. — Считался необучаемым, не мог усидеть за партой и минуты. Сейчас умеет писать и уже произносит некоторые звуки...

В коридоре встречаем двух трехлетних крох — самых маленьких воспитанниц детдома. 

— Эти девочки слепые, но зато слышат, — рассказывают воспитатели. — Когда они год назад поступили к нам, то не умели ни ходить, ни самостоятельно кушать — только из бутылочки. Слабые, едва живые. Теперь, видите, общаются, бегают.

Нас обгоняет вереница из трех человек, которую ведет медсестра. Более-менее зрячий ведет совсем слепого, за ним поспевает слепоглухой паренек с ДЦП. Пожалуй, им далеко за 20 лет...

— У нас живет более 60 взрослых наших выпускников, которым просто некуда уехать, — объясняет педагог Татьяна Недожогина. — Вообще-то они должны отправляться в дом инвалидов. Но когда два наших воспитанника погибли там от дистрофии, мы решили делать все, чтобы этого не повторилось…

На кухне старшие ребята готовят ужин — сами. В меню очень подробно расписано (крупными буквами и шрифтом Брайля), как сделать салат или потушить капусту. 

— У нас ведь и танцы бывают, и дни рождения отмечаем — все, как в обычной жизни, — рассказывает Татьяна Леонидовна. — Мы стараемся адаптировать детей к жизни. Они у нас сами и на рынок ходят, и обслуживают себя. Но многих родственники впоследствии все равно не хотят забирать. Иногда отпускаешь ребенка на лето, а родители, пользуясь случаем, оформляют отказную… 

Здешние воспитанники радуются, страдают, любят, как и все остальные. Случаются и настоящие “санта-барбары”. На лестнице с нами здоровается (естественно, жестами) хрупкая санитарка. 

— Это Любочка, тоже наша выпускница, — улыбается преподавательница. — Она приехала к Алеше Пискуну...

Выйдя из детдома, Люба сначала уехала в Минводы к другому кавалеру-однокашнику — она очень нравилась его маме. Но сам парень оставался равнодушен к девушке... Люба, поняв, что насильно мила не будешь, решила уехать домой. Дома ее тоже никто не ждал. Но оказалось, что в Любу давно влюблен другой одногруппник — Алеша, который и пригласил ее к себе. Девушка вернулась в Сергиев Посад к Алексею, а чтобы не сидеть без дела, устроилась в родной детдом санитаркой.

— Ребята часто нас приглашают на свои свадьбы, — рассказывает директор. — Чаще всего их половинки — тоже люди с ограниченными возможностями. Многие, как Алеша и Люба, находят себе пару в нашем детдоме. Потом присылают фото детишек.

— Но ведь у таких людей велик шанс родить нездоровых детей…

— Чаще всего детки рождаются здоровенькие, зрячие, — отвечает Галина Константиновна. — Но бывают и исключения. Есть два случая, когда у нас учатся уже дети наших выпускников…

Обучение детей с такими серьезными проблемами стоит очень дорого. Детдому постоянно нужна новая звукоусиливающая аппаратура, слуховые аппараты, медицинское оборудование и т.д. и т.п. 

Если вы хотите помочь Сергиево-Посадскому детскому дому и его воспитанникам, заходите на сайт благотворительного марафона “Ты не один!” www.marafon.org 
или отправьте SMS со словом “дети” на номер 7712 (стоимость SMS не превышает 100 рублей, включая все налоги). 

Cамые известные

Впервые обучать слепоглухих детей начали в США более 150 лет назад, в 1837 году. Первым в истории слепоглухим человеком, которого удалось обучить словесной речи, стала Лора Бриджмен. Правда, ее успехи были весьма средними: большую часть жизни она занималась хозяйством, ее словарный запас не превышал сотни понятий. 

Самая известная американская слепоглухая — Эллен Келлер. Она стала писательницей и общественной деятельницей. Правда, Максиму Горькому она не понравилась, показалась слишком чопорной. Зато Горький по достоинству оценил “советскую Эллен Келлер”, Ольгу Скороходову, которая также была писательницей и общественным деятелем. Ольга Ивановна ослепла в восемь лет, а позже попала в Харьковскую группу Соколянского — первого советского специалиста по воспитанию слепоглухих детей. Результаты его работы были весьма интересными, но, к сожалению, во время войны все его воспитанники кроме Ольги и еще одной девочки погибли. С 1963 года начал свою работу Загорский детский дом для слепоглухонемых (в котором и побывал корр. “МК”).

 Четверо выпускников интерната окончили МГУ. Самым известным из них стал доктор психологических наук и профессор Александр Суворов. Правда, сам Александр Васильевич больше всех своих чинов и званий ценит титул, который ему когда-то присвоили его маленькие ученики — “главная детская вешалка страны”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру