Бульварное кольцо уйдет на воду

Архитекторы представили смелый проект “окультуривания” Москвы-реки

Набережные Москвы-реки далеки от идеалов благоустроенного города. Потоки машин отпугивают пешеходов. О многочисленных кафешках, магазинчиках и т.д., расположенных рядом с водой, остается только мечтать. Для души есть лишь рестораны-дебаркадеры. Да и с теми городские власти воюют.

На прошедшем в пятницу в Манеже конкурсе Центра современной архитектуры “Москва-река в Москве” дизайнеры  предложили революционные решения по благоустройству. Одно из них — создание плавучих бульваров.

— Узкие тротуары и решетки — все, что предоставлено пешеходу. Автомобили начисто отрезают реку от города, — констатирует вице-президент московского отделения Международной академии архитектуры Михаил Хазанов. — Связь между жизнью городской и жизнью на реке отсутствует полностью. Хотя река — это самый крупномасштабный ландшафтный элемент города. И невнимание к ней просто преступно. Компенсацией могли бы стать плавсредства.

— На Сене раз в пять больше кораблей, чем в Москве, — делится впечатлениями лауреат Государственной премии Владимир Юдинцев. — Москва-река пустая, Водоотводный канал пустой. Конечно, можно сказать, что в Париже климат другой. Но почему бы не устраивать летом гостиницы вдоль берега? Деловым людям соседство с водой наверняка понравится.

Речь, конечно, не о нынешних дебаркадерах. Они, по мнению многих, давно скомпрометировали себя. Нужна некая земноводная архитектура. Сооружения на реке — это всегда уникальные, штучные произведения архитектуры и дизайна. Среди реализованных проектов плавучих сооружений немало шедевров — например, знаменитый передвижной театр Альдо Росси в Венеции.

Но и наши архитекторы не лыком шиты. Они предложили перенести на реку парковую зону. По словам авторов проекта, создается цепочка из дебаркадеров, соединенных общим пешеходным бульваром. Каждый дебаркадер обладает собственной функцией: на одном расположен ресторан, на другом — открытое кафе, на третьем — выставочный зал с постоянно меняющейся экспозицией, или кинотеатр, или бассейн.

Плавучие бульвары должны состоять в основном из деревянных деталей. А на поверхности необходимо высаживать живые деревья и прочую растительность.

Самое главное, что такие водные бульварные кольца достаточно мобильны, их можно ставить на разных московских набережных. Или на всех по очереди. Дизайнеры выяснили, какие городские территории больше всего нуждаются в подобных сооружениях. Как ни парадоксально, полностью выключенными из общественной жизни оказались центральные набережные:

Пречистенская и Кремлевская (от пешеходного моста у храма Христа Спасителя до Большого Москворецкого моста);

Крымская набережная вдоль ЦДХ (знаковое место, давно нуждающееся в оживлении);

Андреевская и Воробьевская (есть парк Воробьевы горы, но отсутствует инфраструктура).

Остро нуждаются в обустройстве и спальные районы — Марьино, Нагатино и т.п.