Бандеровский маршрут

“Над нами никто так не издевался, как украинские националисты!”

“Бий кацапа, москаля, гони його видциля, вин тоби ни потрибен!” — Такой “универсальный рецепт” от бандеровцев можно прочитать в одном из документов, представленных на открывающейся сегодня в Выставочном зале Федеральных архивов выставке “Идеология и практика украинского национализма. ОУН и УПА в 1939 – 1956 годы.”

Среди представленных на выставке документов с грифом “Совершенно секретно” из Архива Президента РФ, Центрального архива ФСБ, ГАРФ, РГАСПИ и других, многие еще совсем недавно лежали на полках спецхранов. Теперь любой желающий может их прочитать и разобраться, что же это было такое — украинский национализм образца середины ХХ века.

Из справки службы разведки Франции, 24 апреля 1939 г. о публичном обращении полковника А. Мельника (одного из рукводителей ОУН) к украинскому народу, опубликованном в газете “Русское слово”, которая издавалась в Вильно: “Прежде всего г-н Мельник благодарит немецкое правительство за его действия на Украине, затем он уверяет, что дружественные силы Германии, Италии, Испании и Японии продолжат поддерживать освободительную деятельность украинцев в СССР…”

А вот записка наркома ГБ Меркулова лично Сталину, датированная апрелем 1941-го: “За период с октября 1939 по 1 апреля 1941 г. органами НКВД в западных областях УССР вскрыто 393 нелегальных антисоветских организации, арестовано 7625 участников этих группировок…”

Об отношениях украинских борцов за “незалежность” и германских властей говорит еще одна записка Меркулова: “Существующий в Берлине “Украинский национальный институт” под руководством германского министерства пропаганды широко развивает свою деятельность и стал центром “научно-исследовательских работ” украинских националистов. В течение 1939-40 г.г. Институт издал военный немецко-украинский словарь для пехоты и такой же словарь для летчиков…”

В составленном летом 1943 г. донесении руководству НКВД приводятся факты о “подвигах” банедеровцев: “Агент “Нуц” был очевидцем массового истребления польского населения в г. Владимир-Волынский. Во время богослужения в костелах бандеровцами убито 11 ксендзов и до 2000 поляков на улицах…”

Окончание Великой Отечественной вовсе не остановило деятельность “самостийных” националистов, их отряды продолжали активную террористическую деятельность в разоренных войной западных районах республики. Из докладной записки: “В ночь на 23 января 1948 г. в селе Бискупче бандитами повешены заместитель председателя сельсовета Лугощук и жители села Казанчук и Рачук…”

Впрочем, теперь у боевиков из ОУН и УПА были иные покровители, — помощь националисты получали из-за океана. Об одном из таких “спонсорских проектов” можно узнать из текста перехваченной нашими чекистами в июле 1950 г. радиограмме, которую отправил американский разведцентр В. Охримовичу (он являлся тогда одним из руководителей ОУН). “…Украинский конгрессовый комитет Америки выделил помощь для Украинской повстанческой армии 10000 долларов…”

Масштаб “боевых действий” украинских “наци” на территории СССР можно оценить по справке, подготовленной министерством Госбезопасности в августе 1956 г. и также представленной на выставке. — За период с 1944 по 1955 г.г. зафиксировано 15 тысяч бандитских вылазок и погибло от их рук 23 тысячи человек.

Многим простым жителям западных районов Украины эти “освободительные действия” казались настоящим разбоем. Очень эмоциональное высказывание на сей счет было “запротоколировано” кем-то из “компетентных лиц” и даже упомянуто в докладной записке на имя секретаря ЦК Компариии УССР: “На нашу Украину нападали татары, турки, поляки, немцы, но никто так не издевался, как украинские националисты, бандиты!” — сказала одна из сельских жительниц во время похорон очередных жертв бандеровцев весной 1957 г. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру