Полет в стиле ретро

Реставраторы способны поднять в воздух самолеты времен Великой Отечественной

В небе — “Летающие легенды”! Авиационные шоу с участием восстановленных ретросамолетов пользуются все большей популярностью. Раньше подобные зрелища были нашим согражданам практически недоступны, однако в последние годы “крылатые ветераны” стали время от времени летать и над российскими просторами. Вот и на предстоящем очередном авиасалоне ожидаются “авиагости из прошлого”. А восстановлены эти летающие реликвии усилиями энтузиастов, объединившихся в Федерацию авиареставраторов России. С ее вице-президентом Олегом Лейко встретился корреспондент “МК”.

“Исходным материалом” для реставрационной работы служат обломки сбитых и упавших самолетов, которые обнаружены поисковиками. Из фрагментов нескольких однотипных машин можно собрать комплект “железок”, необходимых как оригиналы при воссоздании ретросамолета. Если же восстанавливается машина, которой предстоит вновь подниматься в воздух, то ее наиболее ответственные несущие конструкции и значительную часть узлов и агрегатов приходится изготавливать заново — ради обеспечения безопасности полетов.  

— Сейчас в России есть десять, даже двенадцать ретромашин, доведенных до “лётного состояния”, — рассказывает Олег Лейко. — Среди этих “старичков” основную массу составляют “По-2”, которые использовались в годы войны в качестве самолетов связи, ночных бомбардировщиков.

Знаменитые своей неприхотливостью и простотой управления бипланы образца 1930—1940-х уже не раз демонстрировались в действии. “По-2” предстоит полетать и на авиасалоне этого года в Жуковском.  

Кроме того, умельцам из Новосибирска удалось полностью отреставрировать еще два истребителя “И-15бис”, находившихся на вооружении советских ВВС накануне Великой Отечественной. Эта пара “ястребков” находится на аэродроме под Рузой и тоже готовится принять участие в демонстрационных полетах на МАКСе. А компанию им способен составить более грозный воздушный боец времен войны: совсем недавно те же новосибирцы завершили долгую работу над полным воссозданием истребителя “МиГ-3”.  

Судя по всему, ретроэскадрилью на Международном авиасалоне может пополнить и еще одна “летающая легенда” — “ишачок” “И-16” — из числа тех, на которых наши летчики сражались с асами люфтваффе в первые месяцы после нападения фашистов. Сейчас этот истребитель держит курс на Россию… в трюме грузового судна.  

— В 1990—1998 гг. новосибирскими авиареставраторами было восстановлено шесть таких “ишачков” по заказу коллекционера из Новой Зеландии. Одна из машин потом потерпела аварию во время полетов, и, хотя повреждения оказались незначительными, владелец решил от этого “И-16” избавиться. На самолет нашелся покупатель — основатель технического музея в Подмосковье. Так что теперь “реэкспортная” крылатая машина вновь должна оказаться на своей исторической родине.
В перспективе нас ожидает дальнейшее пополнение рядов “воздушных легенд”, способных “подниматься на крыло”. В Новосибирске уже несколько лет занимаются восстановлением штурмовика “Ил-2”, но пока еще трудно сказать, когда эта чудо-машина сможет подняться в воздух: уж больно непростую задачу поставили себе сибирские реставраторы. Достаточно сказать, что в мире нет сейчас ни одного летающего такого “Ила”!

Испанский “мессер”

Умельцы занимаются и восстановлением ретросамолетов для их демонстрации “в статическом варианте” — то есть снаружи машина выглядит как настоящая, но подниматься в воздух не может. Например, мастера из авиационно-реставрационной группы, которую возглавляет Олег Лейко, несколько лет назад смогли отремонтировать для экспозиции на Поклонной горе дальний бомбардировщик “Ил-4”, сейчас по заданию того же музея заканчивают работу над макетом английского истребителя “Харрикейн”, а в прошлом году при поддержке администрации города Химки и НПО им. Лавочкина сделали “статический вариант” истребителя “Ла-7” для установки на постамент в этом подмосковном городе.  

Довелось заниматься и фашистскими самолетами.  

— Не так давно в Дмитровском районе обнаружили сбитый немецкий истребитель — группа школьников, проводившая туристический поход, случайно наткнулась в лесу на обломки. Мы выехали по указанному “адресу” и, к своему удивлению, определили, что это “Мессершмитт-109Е”. Дело в том, что у немцев в боях под Москвой “мессеров” этой устаревшей модификации не было!

Единственное объяснение такой находки — обнаружен истребитель не германский, а испанский: их летчики летали именно на старых “Мессершмиттах-109” образца 1938—1939 гг., полученных от Гитлера. В 1941-м Франко послал на Восточный фронт одну свою эскадрилью — то ли 12, то ли 24 машины, но наши ее почти полностью выбили в воздушных боях. По архивам удалось установить, что было два безвестно пропавших испанских “мессера”, причем один из них пилотировал военный летчик Аристидес — по слухам, брат министра авиации Испании. Возможно, именно этот истребитель и найден под Дмитровом. Сейчас мы организуем работы по извлечению “останков” самолета, чтобы по ним точнее определить его “биографические данные”.  

А вот другой “мессер” уже удалось восстановить для музейной коллекции.  

— Поисковики уже давно “вели” этот истребитель, изучая документы военного времени, но помог, как часто бывает, случай. В 1999 г. пришло сообщение: в окрестностях заполярной Печенги местные жители обнаружили обломки сбитого во время войны немецкого самолета. Причем было похоже, что машину эту первыми нашли “металлоломщики”. Крылья, фюзеляж лежали на земле, аккуратно сложенные друг на друга: видимо, “черные копатели” притащили “останки” откуда-то и приготовили к вывозу на пункт приема металла. Прибыв на место, мы выяснили: это “Мессершмитт-109G6”. В кабине обнаружился личный жетон летчика, по нему удалось определить, что найден истребитель Вилли Шламмера из 5-й воздушной эскадры, который был сбит в 1944-м.  

“Немец” сейчас отреставрирован в “статическом варианте”. Но чтобы “Мессершмитт”, укомплектованный всеми узлами и агрегатами, мог “подняться на крыло”, нужно восстановить в рабочем состоянии его мотор “Даймлер-Бенц”, а это очень сложная и дорогостоящая затея.  

— Работы по “реанимации” двигателя могут обойтись в сумму около 100 000 евро. Ведь для корпуса немцы использовали (ради уменьшения веса) магниевое литье, а при длительном воздействии воздуха и воды магний начинает разрушаться, так что нужно все эти фрагменты двигателя отливать заново. Сейчас существует лишь 4 летающих “Ме-109” — в США и в Германии. Такие истребители непросто готовить к полетам. Кроме того — об этом хорошо знают специалисты — “Мессершмитты” из-за конструктивных особенностей очень капризно себя ведут при посадке. Могу привести такой факт: из 35 тысяч построенных немцами “мессеров” у 10 тысяч были аварии при приземлении.  

Любопытная деталь: у “нашего” “Мессершмитта”, находящегося в экспозиции подмосковного музея, на хвосте изображена свастика, а вот у его “собратьев”, хранящихся в собраниях коллекционеров в Германии, она отсутствует.  

— Немцы опасаются, что их могут неправильно понять и обвинить в пропаганде нацизма, поэтому и убирают свастику с восстановленных самолетов времен войны. А некоторые даже нарочно избегают подниматься в воздух на таких нацистских раритетах. Например, коллекционер из Германии Ахим Майер говорит: “Я лучше буду летать на отреставрированном советском истребителе “Як-3” с красными звездами на крыльях!”

Дом для крылатой памяти

— Во всем мире сейчас есть, наверное, 10—15 человек, владеющих настоящими авиаколлекциями, — рассказывает Лейко. — Один из самых известных — американец Джерри Яген. Он отремонтировал заброшенный полевой аэродром в Вирджинии, построил ангары и разместил там десятки самолетов старых образцов (среди них и несколько советских боевых машин), большая часть из которых может подниматься в воздух. В нашей стране столь “продвинутых” коллекционеров пока еще нет, да и трудно им появиться. Не говоря уж о сложности восстановления ретросамолетов, хранить их практически негде — катастрофически не хватает малых аэродромов (в Подмосковье, например, сейчас их осталось лишь пять, и все стояночные места там давно заняты). А кроме того, проблема и с ангарами для крылатой техники: стационарных конструкций совсем немного, в основном же используются “тряпичные” времянки, где нет вентиляции, нет даже нормального пола, и потому раритетные самолеты, оказавшись в таком помещении, быстро начнут гнить и портиться.
Энтузиасты из Федерации авиареставраторов мечтают создать музейную коллекцию летающих самолетов образца военных лет. Экспонатов для нее можно было бы подготовить немало.  

— Нам известны десятки мест, где лежат подбитые и упавшие машины, однако вывозить эти раритеты попросту некуда, — сокрушается Олег Лейко. — У федерации нет своего аэродрома, нет даже примитивных помещений для хранения. Приходится спасать лишь самые-самые уникальные образцы, распихивая это “железо” по случайным местам — по гаражам, по сараям — в надежде, что когда-нибудь удастся все-таки по-настоящему заняться созданием полноценной коллекции “летающих легенд”.  

Чтобы помочь реализации музейного проекта, был недавно организован некоммерческий фонд “Крылатая память Победы”. Попечительский совет фонда возглавляет дважды Герой Советского Союза маршал авиации Ефимов. Уже отправлены в “высокие инстанции” ходатайства о выделении места для размещения техники, восстанавливаемой Федерацией авиареставраторов России. Однако никаких конкретных результатов эти обращения пока не дали. А ситуация складывается такая, что любое промедление может привести к невосполнимым потерям.  

— Для авиационной ретротехники в России наступили плохие времена. При нынешнем увлечении наших обнищавших сограждан сбором цветного металла все сохранившиеся “останки” старых самолетов практически обречены на уничтожение. Очень показателен случай, произошедший не так давно в Петропавловске-Камчатском. Оттуда пришла информация, что найден редчайший образец авиационной техники — немецкий самолет-разведчик “Арадо” AR-196 на поплавках — для взлета с воды. Эта трофейная машина использовалась на Камчатке в тамошних погранвойсках, однако потом была списана, и в итоге судьба ее оказалась печальной: пока мы добирались до Петропавловска, местные “добытчики” успели полностью распотрошить “Арадо” — ради нескольких сот килограммов алюминия, которые они сдали в пункт приема вторсырья!  

Понять досаду Олега Лейко и его коллег-авиареставраторов можно. Ведь “цена вопроса” — в каких-то двух гектарах земли, которые федерации и фонду нужны, чтобы обустроить аэродром для ретромашин и помещения, где можно было бы заниматься реставрационными работами и хранить восстановленные старые самолеты. Неужели у крупнейшего в мире государства, гордящегося своими авиационными достижениями, не найдется такого “пятачка” земли ради сохранения памяти о подвигах в небе наших отцов и дедов?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру