Наследница святой Матроны

“МК” нашел слепую монахиню, на руках которой умерла известная московская святая

— Да ты в штанах пришла! — недовольно встретила меня слепая монахиня на пороге своего дома.  

Говорят, что матушка Матрона видит душой. Как и та святая, которая когда-то исцелила ее и под чьим именем она приняла постриг…  

Почти всех, кто лично знал блаженную Матрону, уже нет в живых. Долгие годы слепая монахиня хранила тайну своей связи с самой знаменитой московской святой.  

И впервые раскрыла ее только “МК”.


Любят жители деревни Себино Тульской области, где родилась блаженная Матрона, вспоминать о чудесах, которых сами не видели, но где-то слышали и что-то там читали.  

— Много журналистов к нам приезжали, но ни одного реального свидетеля чудес тут они не нашли. Еще во время войны все село сожгли немцы и ни одного жителя-современника здесь не оставили. Кто успел, тот обратился в бегство, других постигла незавидная участь. Потом село заново отстроили, а вот стены церковные сохранились — те самые, в которых слепая девочка с детства замаливала чужие грехи. Здесь же ее крестили, когда новорожденную окунули в купель, говорят, аж пар пошел и ладаном запахло, — говорит отец Игорь, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Себине.  

Однако ж останови любого деревенского, и тот начнет рассказывать: “Матрона-то? Наша! Младшенькой была в семье Никоновых — у Натальи с Дмитрием всего четверо детей народилось. Так что от Матроны мать-крестьянка думала отказаться, да приснился ей сон, что ей на грудь белая птица без глазниц села, словно ангел. Поняла тогда наша соседка, что это добрый знак и девочка родится необычная. И оставили Никоновы ребенка даже несмотря на то, что тот слепышом родился…”  

Все эти байки передаются из уст в уста и имеют документальное подтверждение — “Сказание о житии блаженной старицы Матроны”, которую написала приближенная к святой ныне покойная Зинаида Жданова. Правда, православная церковь не признает эту книгу официальным источником, потому как много в ней суеверных моментов.  

— Говорят, в селе к слепой девочке относились как к юродивой, — продолжает отец Игорь. — И хотя уже с семи лет она начала исцелять, родственники не соглашались с ее божественным даром. Однажды Наталья Никонова вздохнула над дочерью-инвалидом: “Ах ты бедненькая моя!”. — “Лучше сыновей пожалей — Ивана да Михаила…” — изрекла девочка. Ее старшие братья работали в колхозе и были ярыми коммунистами. Чтобы не навлекать беду на свою семью, Матрона еще до войны со сподвижниками переехала в Москву, где кочевала с квартиры на квартиру. А сами родственники после войны сгинули куда-то…  

Даже в Покровском монастыре Москвы, где по сей день не убывает очередь из прихожан к святой Матроне, нам сообщили, что тех, кто знал лично блаженную старицу, уже давно нет в живых.  

Но, как говорится, пути господни неисповедимы… Репортер “МК” случайно оказался у иконы блаженной Матроны в храме Рождества Богородицы, что рядом с Куликовым полем — неподалеку от Себина, и одна из работниц храма поведала:  

— Приходила к нам из ближнего Епифанского скита слепая монахиня, долго стояла она, как и вы, возле иконы Матронушки. А потом рассказала, что блаженная ее саму когда-то исцелила, за что эта женщина выхаживала святую до самой смерти. И матушка благословила ее на постриг: “Быть тебе Христовой невестой, Матрона”.  

Так привела нас блаженная Матрона к той, кому перед смертью завещала свое имя.

Матронин двор

Скит при Святоуспенском женском монастыре — обычные деревенские домики на окраине городка Епифань Тульской области. Только не слышно на завалинках привычного бабского трепа, местные жительницы ходят по улице, словно молчаливые черные птицы. От настоятельницы пришлось скрыть, что мы журналисты, иначе бы с нами даже разговаривать не стали. “По личному делу” репортеров нехотя проводили на Матронин двор. Сестры скопились здесь вокруг гостей и ждали недоброго. Из черной рясы глянуло на меня бледное лицо самой пожилой из них:  

— Проходи, — матушка не отводила прозорливых невидящих глаз. — Человек ты, чувствую, не воцерковленный… Зачем тебе Матрона, зачем прошлое поминать? — подозрительно вопрошала она. Но потом успокоилась и даже рассказала свою историю.  

До пострига Матрону звали Антониной Малаховой, родилась она в селе Подмоклое Тульской области, докуда, конечно же, дошли слухи о чудесах, творящихся в одной из соседних деревень: “Один мужчина еще к девочке Матроне на инвалидной коляске приехал, а обратно в деревню на своих двоих вернулся!” — вспоминает сейчас монахиня.  

— Двадцать два года мне было, когда мы с матерью пришли к блаженной старице, — говорит матушка Матрона. — Дело было после войны — та уже уехала из Себина, из Москвы ее выслали… До этого матушка сменила несколько адресов в столице и последние годы проживала в Староконюшенном переулке у нашей односельчанки Евдокии. Страждущие шли на прием к Матроне нескончаемым потоком, что не могло не привлечь внимания властей. Однажды блаженная матушка попросила своих сподвижников унести ее из дома (с 17 лет у нее отнялись ноги): “Завтра здесь случится что-то страшное”, — предрекла святая. И той же ночью арестовали дочь нашей односельчанки, Зину, сослали ее на Колыму.  

— Саму Евдокию выписали из Москвы — она переселилась на Сходню, где потом опять приняла Матрону — они вместе молились за здравие ссыльной дочери Зинаиды. В этом последнем пристанище мы ее и застали, — продолжает матушка Матрона. — Приехали на электричке и километр шли до деревянного жилища по сугробам. Замерзли… Открыла нам Евдокия и пустила в прихожую с земляным полом: “Хорошо, что вы пришли, только Матрона вас не примет. Она сейчас редко кого допускает, многих потом врагами народа объявляют”. Мы решили, что грешные, упали на колени и принялись молиться. И Матрона услышала нас, крикнула из-за двери добрым сладким голосом: “Кто там ко мне пришел? Пустите их сюда!”  

Маленькая старушка с блаженной улыбкой сидела на кровати, закутавшись в одеяло: “Сама тяжело болею, мерзну все время, но ничего, любовь меня греет”, — объяснила она гостям. И тут же перевела разговор на прихожих: “Что у вас с мужем стряслось?”  

— Маму беспокоила не хворь, а семейные проблемы — они с отцом жили в разладе, да и женились-то без любви, а по желанию родителей, — говорит монахиня. — “Сама виновата в том, что муж на тебя зол, женщина должна подчиняться супругу”, — отругала ее святая, не знавшая жениха, кроме Иисуса. И правда, после этого у родителей все сладилось… А я пришла с матерью больше за компанию, но уже в прихожей ощутила сильное волнение. Матрона обратила на меня внимание: “А ты на вредном производстве работаешь, вот легкими и страдаешь. Не веришь — скоро поверишь. И тогда снова ко мне придешь”. Я и впрямь в котельной трудилась — там пыль, копоть, жара... Но ничем не болела. После общения со святой пошла к врачам проверяться, и действительно обнаружили у меня затемнение в легких…  

Вернулась Антонина к Матроне, и та ей прописала простое лечение: “Ходи в церковь, свечки ставь, молись…” Привязалась девушка к провидице всем сердцем.  

— Стала навещать Матрону, интересно с ней было побеседовать. За Россию она переживала, говорила, что болеет страна хворью под названием Советский Союз. За такие слова расстрелять могли, но у меня почему-то страха не было. Все вера перекрыла, когда она и бабушку Анну мою вылечила — та со сломанным пальцем пришла, только за руку Матрону подержала, как срослись кости. И я потом снова снимок сделала — в легких не оказалось ни одного темного пятнышка. Врачи только руками развели…

Святая сирота

Антонина Борисовна застала буквально последний год жизни блаженной Матроны — скончалась та в мае 1952-го. В это время святая все меньше уделяла исцелению и все больше предсказывала.  

— Говорила она и о перестройке, и о двух чеченских войнах, и о терактах в Москве и военных действиях в Осетии, — говорит монахиня. — Свою смерть тоже предсказала: “Боюсь я умирать, — качала головой Матрона. — Но больше мое тело не вынесет — уйду от вас через три дня.
Похороните меня у стен монастыря, чтобы я литургии слушала. Но и после смерти на могилу мою приходите, просите, и будет вам от меня благодать”, — переносила она на себя все хвори, которые исцеляла, но на боль нам не жаловалась. И в ту ночь, когда умерла, многим она во сне явилась — прощаться. Так что на похороны много народу пришло, хотя и непонятно, откуда некоторые о них прознали… Были среди них и представители властей в гражданском… 

Блаженную Матрону предали земле на Даниловском кладбище. А перезахоронили святые мощи на место нынешнего паломничества — в Покровский монастырь — лишь в 98-м году, когда деяния святой смогли опубликовать и прославить в прессе. И совсем недавно, только в 2004 году, Матрона Московская была официально причислена церковью к лику святых. Но больше 40 лет могила ее стояла заброшенная — поминали ее только те, кому старица помогла при жизни.  

— На могилу к Матроне я ходила почти каждый день и много чудес увидела и после смерти святой. Когда входила на кладбище, уже ощущала, что она меня ждет. На погосте мысленно просила о чем-нибудь матушку и слышала ее ответ, — говорит матушка Матрона.  

Только однажды Антонина Малахова, сидя на лавочке возле надгробия, встретила девушку, которая назвалась племянницей блаженной Матроны. “Что ж тебя не было на похоронах ее? — усомнилась тогда приближенная к святой. — Сама Матрона считала себя сиротой, потому что все близкие отвернулись от слепой провидицы”. И прогнала названую племянницу святой с могилы во гневе.  

— Как-то явилась мне Матрона во сне и спрашивает: “Зачем вы мою могилу пеплом обложили?” — поняла я, что беда случилась, бросилась на кладбище… А там и правда сгорел деревянный крест. Пришлось новый справлять, — говорит матушка Матрона. — Еще был случай, когда одна женщина случайно наступила на холм, и ее будто оттолкнуло от могилы. Сама она в ужасе призналась, что невидимые холодные руки схватили ее за плечи и стащили со святой земли.  

С тех пор появился негласный запрет вставать на могилу блаженной старицы.  

— Две женщины привели психически нездорового ребенка, идут к могиле, а он вдруг начал упираться и рычать. “Преклоните его голову к надгробию”, — сказала я по наущению Матроны. Женщины после короткой борьбы поставили парня на колени и лбом к земле пригнули… У порченого ноги задергались, как от электрошока, а потом успокоились. Взгляд прояснился: “Где я, мамочка?” — заплакал исцеленный парень.  

В другой раз на Пасху пришли две женщины, одна зачерпнула рукой землю с кладбища и принялась есть. “Возьми крашеное яичко с могилы!” — обратилась к ней Антонина. Только коснулась безумная пасхального яйца, как разразилась очищающими слезами.  

— Это сейчас к мощам Матроны приходят с мелкими просьбами — вроде сдачи экзамена или поднятия зарплаты, а раньше до нее добирались только по-настоящему страдающие люди, — считает матушка Матрона.

Завещание старицы

Перед смертью матушка коснулась лба Антонины Малаховой, благословила на постриг и нарекла Матроной.  

— Я верила, что когда-нибудь так все и будет, как старица предсказала. Но мне в двадцать лет с хвостиком трудно было представить себя невестой Христовой, — говорит матушка Матрона. — Из котельной меня перевели в заведующие складом, потом я выучилась на медсестру, вышла замуж. Родился сын Сережка. Не скрою, по жизни я все время обращалась за помощью к Матроне.  

Долго Антонина не могла получить квартиру, о радостном событии ее опять же известила блаженная старица. Во сне.  

— Приснилось мне, что она принесла нам кучу вещей и говорит: “Это вам от меня подарки”, — на следующий день мне сообщили, что мы получили квартиру, — говорит матушка Матрона.  

Сына Малахова воспитывала без мужа, но нельзя сказать, что была несчастлива. С молитвами да верой протянула до пенсии. Зачем же на заслуженном отдыхе было подвизаться в службе Господу?  

— Столько раз укрепилась моя вера после всех чудес, которые явила мне Матрона, что не могла я по-другому. Да и за любую помощь, даже божественную, надо ответно воздавать, — рассуждает монахиня.  

Когда Антонина приняла постриг, у нее резко начало садиться зрение. Сейчас она почти ничего не видит, но зато обострилось “зрение духовное”: “Я сразу вижу, что за человек ко мне пришел, с чистыми мыслями он или с червоточиной”.  

И с Матроной Московской она ощущает постоянную связь, а по праздникам дарит прихожанам местного храма подушечки с зашитой в них святой землицей с могилы старицы.  

— Я этот сувенир всегда во внутреннем кармане под сердцем ношу, и с тех пор мой пламенный мотор перестал барахлить, — пожимает плечами один из прихожан — Николай Захаров. — Жаль, матушка одинока очень… Не знаю, что там у них с сыном произошло, но почему-то родственники Матрону не навещают. Неужто отвернулись от нее, как все близкие от ее духовной наставницы?  

Две Матроны — две дороги. Которые сходятся в одной точке, если цель одна.
Нелегко на этом пути услужить и Богу, и людям.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру