Arctic Sea захватили экологи

В истории с сухогрузом до сих пор ничего не ясно

Точку в эпопее таинственно пропавшего, а затем не менее загадочно найденного сухогруза Arctic Sea ставить рано — несмотря на то, что экипаж доставлен на родину, а захватчики задержаны.

“Пираты Балтийского моря” еще на борту доставившего их в Россию “Ил-76” сами себя охарактеризовали членами экологических организаций. Правда, конкретизировать, какую именно структуру они представляют, не стали: “Частная какая-то контора”. Да и татуировки на телах некоторых из задержанных не слишком свидетельствуют в пользу принадлежности их к сообществу “зеленых”. Их версия попадания на борт Arctic Sea сводится к стечению обстоятельств: “Мы хотели спастись от шторма, залезли ночью... Потом оторвались от шторма, и получилось так, что капитан не стал нас заправлять бензином, и мы не смогли уйти”. Соответственно, и никакого захвата не было. Как не было у них, по словам одного из задержанных, и оружия. А отношения с командой были хорошие и даже дружеские. Но члены команды сухогруза показали журналистам следы на ногах от пластиковых наручников и веревок.

Недостаток ясной информации вкупе с обилием недомолвок, неувязок и предположений рождает массу версий на тему “Что же все-таки произошло с Arctic Sеа?” Все эти спекуляции могут звучать вполне логично, но у всех есть и слабые места — как, впрочем, и у официальной версии.

Пожалуй, самая убийственная идея — Arctic Sea перевозил предназначавшиеся Ирану ракеты. Версию по крылатым ракетам, в частности, озвучил не досужий блогер, а экс-командующий силами обороны Эстонии, докладчик Евросоюза Тармо Кыутс. Если речь идет о тайных поставках в Иран, то возникает вопрос: а стоило ли городить огород, отправляя ракеты через Финляндию, а потом вокруг всей Европы, рискуя нарваться на всякие неожиданности, когда есть куда более короткий и безопасный маршрут — по Каспию напрямик в Иран? А если даже были ракеты, то какова здесь роль захватчиков судна? Или действительно, как считают некоторые эксперты, имел место конфликт нескольких российских криминальных группировок? Но из-за чего?

Самое простое объяснение — то, что смыкается с официальным: захват ради выкупа. Именно эту версию излагали ранее члены экипажа. По некоторым сообщениям, “корсары” требовали полтора миллиона долларов выкупа за освобождение судна. Неплохой, между прочим, куш. Сомалийские пираты, конечно, получают порой и больше — за контейнеровоз Hansa Stavanger было заплачено, говорят, $3 млн. А за шедшее под флагом Того судно Sea Horse — всего $100 тысяч. Кто знает, может, лавры флибустьеров Африканского Рога вдохновили балтийских парней на “подвиг”? Ну и что, что это не Аденский залив, а окрестности Скандинавии. Вспоминается беседа парочки грабителей в “Криминальном чтиве”: “Но это же кафе... — Ну и что с того? Рестораны никто никогда не грабил. Спрашивается, почему?” У сомалийского побережья все держат ухо востро, а в цивилизованных водах, у шведских берегов кто ждет нападения? Но даже если остановиться на этой версии, то возникает масса вопросов — хорошо, захват удался, а что дальше? У балтийских пиратов ведь нет таких безопасных гаваней, как у сомалийских “коллег”? Если переговоры о выкупе затянутся, куда им деваться? Не в Сомали же идти. И как они представляли технические стороны получения выкупа?

Остроты прибавило активное участие государства в поиске пропавшего судна. Если задействованы корабли ВМФ, то дело тут явно нечисто — таков посыл многих авторов версий. Что тут сказать? Может, оно и так. Но думается, что если бы корабли посланы не были, те же авторы подняли бы крик: “Как же так? Пропали наши граждане! Американцы — те вот сразу же за любым своим гражданином целый флот эсминцев и линкоров посылают!” Как раз вся эта помпа, с которой были организованы поиски, заставляет усомниться в тайном характере операции по спасению Arctic Sea. Тем более если поиски действительно велись в координации с НАТО (по словам Дмитрия Рогозина, найти судно удалось во многом благодаря системе морского мониторинга штаба Вооруженных сил Североатлантического альянса в Европе). Но изоляция освобожденного экипажа и разные недоговоренности опять-таки придают всему отчетливый вкус спецоперации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру