В Останкине будет сухо и комфортно

Продолжается реставрация знаменитого дворца-театра

Останкинский дворец, овеянный тайнами и романтическим ореолом, вопреки времени и стихии доживший до сегодняшнего дня, переживает второе рождение. О том, что сегодня происходит с дворцом и что его ожидает в недалеком будущем, “МК” рассказал заместитель председателя Комитета по культурному наследию Москвы Александр Филяев.  

— Во всем мире такие дворцы, как Останкинский, можно пересчитать по пальцам, — поясняет Филяев. — Это оригинальное театральное здание конца XVIII века со сценой, зрительным залом, гримерными. Практически все помещения дворца сохранили первоначальный облик и обстановочный комплекс. Перекрытия, ценные наборные паркеты, бумажные французские обои и гобелены, собрания мебели, уникальные люстры, живопись, графика, скульптура, фарфор, — все это сохранилось со времен строительства конца XVIII — начала XIX века.  

До наших дней дожила даже уникальная машинерия дворца-театра. Она позволяла трансформировать зал и создавать различные звуковые эффекты. Например, деревянное колесо, расположенное выше зрительного зала, служит для создания звуков грома. Система металлических желобов, по которым сыпали горох, имитировала дождь. Театральный зал и сегодня используется для постановки старинных опер и исполнения камерных концертов, и во дворце каждый год проводятся театральные представления — “Шереметевские сезоны”.  

Но сегодня Останкинский дворец-театр переживает не самые лучшие времена. То, что он вообще дотянул до наших дней, — чудо. Здание строилось с 1792-го по 1798 год, причем его хозяин, граф Николай Петрович Шереметев, предполагал, что в нем пройдет 5—6 спектаклей, после чего дворец-театр будет “доделан”. Поэтому огромное здание было построено не на полноценном фундаменте, а на 136 кирпичных столбиках. Но нет ничего более постоянного, чем временное: хозяин дворца искусств (именно такая роль была уготована усадьбе) так и не успел укрепить фундамент. В 1808 году он умер, а потомки уже не уделяли такого пристального внимания чудесному дворцу.  

— Недоделки, а также то, что строение располагалось на переувлажненной территории, сыграло свою роль: фундаменты дали просадку, стали гнить деревянные конструкции дворца, — продолжает заместитель председателя Москомнаследия. — В результате и дворец в целом, и его внутреннее убранство сильно пострадали.  

Другая большая проблема — кровля. Из-за ее солидного возраста время от времени в разных местах появляются протечки, причем в наиболее плачевном состоянии — кровля над бельведером.
— Поэтому сегодня основная задача реставраторов — спасти дворец от сырости — сверху и снизу, — поясняет Александр Филяев. — В ходе реставрации, проводившейся с 2004-го по 2008 год в рамках программы “Венок русских усадеб” специалисты, в частности, защитили основание от подтоплений, соорудив дренажную систему. Около дворца было вырыто 7 перепускных колодцев, вода из которых поступает в городскую канализацию, а при большом скоплении воды — в глубинные водоносные слои. Теперь, после проведения обследований, специалисты решат вопросы конструктивного укрепления и реставрации древесины, воссоздания фасадов и интерьеров дворца, в том числе уникальной росписи, а также вопросы нормализации температурно-влажностного режима в интерьерах дворца и устройство инженерного оборудования.  

Кроме того, до конца следующего года под эгидой Москомнаследия будет проведена реставрация уникальных иконостасов XVII века церкви Живоначальной Троицы, входящей в комплекс усадьбы.
На втором этапе, который завершится в 2013—2014 гг., специалисты будут думать над объединением всей территории ансамбля, разрабатывать комплексную программу научной реставрации и приспособлению памятника к современному использованию. И вполне возможно, что после этого удивительная усадьба, как выдающийся памятник садово-паркового искусства, получит статус музея-заповедника.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру