Не сносить тебе бороды!

Предупреждение читателям: то, что выросло у вас на подбородке, принадлежит другому

Вы носите бороду? А какую именно? Уж не по типу эспаньолки? Тогда предупреждаю: она не ваша. То есть ваша, конечно, в том смысле, что растет на вашем лице. Но у самого типа бороды есть владелец. Думаете, бред? Если бы… Москвич Игорь Пугач зарегистрировал изображение окладистой бороды как товарный знак. И всех, кто публично носит такую бороду, считает злостными нарушителями закона об авторском праве. Репортер “МК” пообщался с необычным патентодержателем. И невольно порадовался, что уродился на свет женщиной.

С чего все началось? Да бог его знает. 48-летний Игорь Валентинович не хочет вспоминать, в какой именно момент и почему ему пришла идея зарегистрировать бороду. Главное — теперь изображение оригинальной бороды на подбородке является охраняемым элементом зарегистрированного в РФ товарного знака. Кроме того, имеет международную регистрацию во Всемирной организации по защите интеллектуальной собственности WIPO, подтвержденную двумя сертификатами. Короче, все действительно очень серьезно. В 2003 году Пугач открыл некое предприятие, генеральным директором которого и является по сей день. На сайте этой чудо-фирмы сказано, что здесь можно купить права копирования и продажи видеопродукции, в содержании которой имеются копии изображения бороды И.В.ПУГАЧ. А для непонятливых дается уточнение — цитирую: “Почти в каждом фильме имеется копирование этого изображения”. И вот еще любопытный момент: Пугач предлагает всем, у кого есть коллекция видеофильмов на дисках или в компьютере, узаконить свое пользование ею, купив лицензию на право использования тех, в содержании которых имеются копии изображения бороды. Такие вот дела! Получается, что деньги Пугачу должны были течь непрерывным потоком.  

Ожидания Игоря Валентиновича, однако, не оправдались — несознательные людишки не захотели выкупать его (или свою?) бороду. Тогда москвич решил взять быка за рога. Он решил присмотреться: кто использует его товарный знак самым бессовестным образом? И составил список таких “нехороших” людей. В него попали Андрей Макаревич, Филипп Киркоров, Федор Бондарчук, Герман Греф, Кофи Аннан, главный редактор “МК” Павел Гусев, Пауло Коэльо и еще множество известных личностей.

 Иностранцев он тревожить не стал (пока!), а вот с россиян решил востребовать все, что ему полагается по закону. Правда, подавать на каждого в суд посчитал, вероятно, делом сложным. А решил привлечь к ответственности сразу один из центральных каналов телевидения, на котором большинство этих известных людей периодически появляются.  

— У них же борода и усы по-природному совсем не так растут. А они их подбривают, чтобы одурачить народ: выставить себя не за тех, кто они есть на самом деле, — утверждает Пугач. — У меня борода растет именно таким образом. А ведь такая борода — это расовый признак (русского народа). Ведь лишь у русских она растет только на подбородке. Из-за этого усы так выделяются на лице. Кстати, от слова “усы” происходит название национальности — русский, русич.  

И хотя теория происхождения названия не выдерживает никакой критики, дело не в этом. Никак не могу взять в толк: даже если все, что говорит Пугач, было бы верным, при чем здесь все-таки он сам? Не он же бороду первый придумал!  

— Я ее первым зарегистрировал как товарный знак. И у меня на нее есть исключительные права. И то, что некоторые немного изменяют форму бороды, тоже считается нарушением закона. Без разрешения правообладателя нельзя изменять произведение!  

Любопытно, что в Российском авторском обществе (уж там-то авторские права блюдут не хуже церберов) о Пугаче знают. И даже здесь его претензии не признают. Эксперты РАО говорят: дескать, так каждый что угодно зарегистрировать может, и начнется полная неразбериха. Кстати, они показали обращение Пугача Макаревичу. Говорят, он долго смеялся…  

Как бы там ни было, Игорь Валентинович довел дело до суда. Останкинский районный суд ему отказал, пояснив, что борода не может являться объектом авторского права. Арбитражный суд Москвы, Высший арбитражный суд также не встали на сторону Пугача. Обращался москвич и в Генпрокуратуру — безрезультатно.  

— Какой из этого вывод? — вопрошает Пугач. И тут же сам отвечает: — В России варварски эксплуатируется изображение русской бороды для получения наживы теми, кому принадлежат СМИ и шоу-бизнес. И это ведет к росту преступлений, совершаемых на почве межнациональной неприязни.  

Интересно, а если бы на изображении русской бороды наживался сам Пугач, всего этого не было бы?
 Удивительный гражданин за все эти годы не нашел ни одного покупателя на свой товарный знак. Но он нисколько не отчаивается. Меня он предупредил, что если хотим сфотографировать его, то должны приобрести лицензию на публикацию бород.  

Поразительно, но Пугач никак не хотел понять, что он сам-то ничего не сотворил. И еще мне стало страшновато: вдруг люди начнут повсеместно регистрировать как товарный знак самые разные части тела — большие носы, оттопыренные уши, прочие выдающиеся члены… Что тогда будет? Только бы не накликать беду.

ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Комментирует помощник патентного поверенного Евгений КОМИН:


— Господин Пугач зарегистрировал свою бороду вместе со своим лицом да еще и с подписью: “И.В.ПУГАЧ”. А это значит, что использование одной только бороды а-ля Пугач кем бы то ни было не возбраняется. Будь борода зарегистрирована отдельно, без лица, то правообладатель этого товарного знака мог бы потребовать возмещения ущерба. Да и то лишь в том случае, если бы бороду использовало юридическое лицо в качестве рекламы своей продукции на авторучках, комнатных аквариумах, бумажных бантах, биологических срезах для исследования под микроскопом и даже на бумажных фильтрах для кофе. Именно эти товары в числе сотен других записаны в документе Роспатента как запрещенные для использования с товарным знаком Пугача. Напоминаю, именно с его полным изображением — то есть с фото “борододержателя” анфас и в профиль и его инициалами под портретом. Кстати, запрещен знак и для использования в телерекламе, при монтировании теле- и радиопередач. Так что, господа телевизионщики, будьте осторожны. Запрещено также использовать какие-то элементы товарного знака, “сходные с оригиналом до степени смешения”, то есть если потребитель сразу узнает в них, к примеру, бороду или глаза Пугача. Что же касается отдельных личностей, носящих такую же растительность, как у Пугача, они абсолютно ни в чем не виноваты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру