Областные бабки не поедут в Москву

Льготы в следующем году станут адресными. Это предусмотрено бюджетом-2010

Четыре года назад, в январе 2005-го, зурабовская монетизация льгот вывела подмосковных пенсионеров на улицы. Камнем преткновения стали проездные билеты для льготников, которые действовали на территории Подмосковья, но не действовали в Москве. Тогда в знак протеста ветераны из Химок перекрыли Ленинградское шоссе. В итоге власти Москвы и области договорились о том, что льготники столичного региона будут по-прежнему ездить бесплатно повсюду. Казалось бы, точка невозврата пройдена.

Однако на прошлой неделе, представляя в Мособлдуме проект бюджета на следующий год, губернатор Борис Громов снова вернулся к забытой проблеме. Начиная с января льгота на бесплатный проезд по Москве для подмосковных пенсионеров больше не действует.  

Похоже, что из-за кризиса возможностей для маневра у подмосковных властей немного, иначе такой политический тяжеловес, как Громов, не стал бы озвучивать непопулярное в народе решение.

 Напомним: вопрос о бесплатном проезде для льготников области на московском метро и наземном общественном транспорте регулируется соглашением двух правительств. Область платит столице за транспортное обслуживание льготников с подмосковной пропиской, та платит области за льготников-москвичей. Так обеспечивается механизм действия натуральной транспортной льготы.  

Однако в последнее время ее обслуживание стало тяжелым бременем для области, попавшей в сложное финансовое положение. Как стало известно “МК”, за право пенсионеров бесплатно пользоваться столичной транспортной инфраструктурой она уже задолжала Москве за 2008—2009 годы. Долг составляет порядка 3 млрд. рублей. Продолжать дальше в том же ключе бесперспективно.  

Речь уже не идет о том, чтобы поддерживать на плаву привычную практику. Теперь вместо проездного по Москве гражданам придется довольствоваться денежными компенсациями. Предполагается, что региональные льготники будут получать ежемесячно 150 рублей, а федеральные — сотню. Впрочем, часть депутатского корпуса Мособлдумы не теряет надежды, что в ходе обсуждения проекта бюджета вопрос о монетизации льгот удастся немного смягчить.  

Самый темный вопрос, как и четыре года назад, все тот же. Как работники транспорта будут преодолевать административные границы между двумя субъектами, по какому принципу будут отделять “чистых” от “нечистых”? Понятно, что в метро подмосковных пенсионеров бесплатно больше не пустят, в автобусы и троллейбусы, оборудованные валидаторами, тоже. Как без унижения человеческого достоинства разрешится эта проблема на маршрутах, связывающих, например, московский район Куркино с подмосковными Химками? Митино — с Красногорском? Где, у какого фонарного столба будет заканчиваться принцип бесплатности?..

Ольга ВЛАСОВА.

Вот что сказал про монетизацию льгот сам губернатор:

— Много вопросов задается по бесплатному проезду для льготников на общественном транспорте. На территории Подмосковья он будет сохранен. Что касается проезда по Москве, то цифры таковы. Правом бесплатного проезда на общественном транспорте Москвы пользуются всего 30 процентов льготников. Из них только 15% пользуются им больше 10 раз в месяц.  

Понятно, что это в основном работающие в Москве пенсионеры. Только на них бюджет тратит более 6 млрд. рублей в год, и эта цифра год от года растет. Спрашивается, чем неработающие пенсионеры хуже этих?  

Все льготники, по нашему мнению, находятся в равных условиях по транспортному обслуживанию. Они должны получать одинаковую компенсацию и не зависеть от принципа: работаешь в Москве — получаешь льготу, не работаешь — за тебя и денег, собственно, не надо платить.

Что еще говорил Громов о бюджете МО

Впервые за последнее десятилетие мы вынуждены говорить о сокращении доходов и расходов. Мы поставили задачу сформировать реальный бюджет на 2010 год, который позволил бы нам, не наращивая госдолг, сократить кредиторскую задолженность и выполнить взятые перед населением обязательства. Расходы в новом году будут сокращены практически по всем направлениям. В частности, содержание органов власти уменьшится на 2 млрд. рублей.  

В 2010 году доходы консолидированного бюджета МО составят 290,2 млрд. рублей — на четверть меньше, чем в 2009 году. Доходы областного бюджета уменьшатся на 82,4 млрд. рублей, или на 31%, что составит 183,3 млрд. рублей. В меньшей степени оказались подверженными воздействию кризиса бюджеты муниципальных образований. Они сократятся по сравнению с 2008—2009 гг. на 9%.  

Предстоит серьезная корректировка инвестиционной политики. Мы будем вынуждены отказаться от строительства ряда объектов социальной сферы. Значительно меньше средств будет направлено на поддержку спорта и спортивных команд.  

Мы не сможем оказывать поддержку бюджетам муниципальных образований в тех значительных размерах, как это было принято в прошлые годы. Помощь будет оказываться только тем, кто в силу объективных причин не может самостоятельно обеспечить необходимый объем финансирования текущих расходов.  

Несмотря на сокращение расходов, основная цель региональной бюджетной политики остается неизменной — это сохранение достигнутого уровня жизни в МО. Доля социальных расходов бюджета составит 65%. Будут сохранены все меры социальной поддержки населения области, которые были приняты в докризисные годы.  

Основная задача социальной политики заключается сейчас в адресном предоставлении льгот. Средства будут выделяться тем гражданам, кто нуждается в наивысшей степени. Часть льгот будет предоставляться нуждающимся с учетом их доходов, но при условии, что их размер не превышает прожиточного минимума в МО.  

От того, как мы жили до начала кризиса, следует отходить. Нужно жить по средствам. Как вы знаете, существует проблема погашения долгов Московской областной инвестиционной трастовой компании и ряда других организаций, связанных с вопросами развития МО и МУНов, как-то: строительство объектов образования, культуры, здравоохранения, спортивных сооружений, находящихся в областной и муниципальной собственности, ремонт уличного освещения, замена лифтов в жилых домах, оплата лизинговых платежей за подвижной состав общественного транспорта. Как известно, начата процедура банкротства МОИТК. Я уверен, что она будет способствовать погашению долгов менее затратным для бюджета способом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру