Где-где? У Депардье!

Российские крестьяне готовятся красть элитный виноград с плантаций французского актера, чтобы сделать из него бражку

В Краснодарском крае заканчивается сезон сборки винограда. Аграрные хозяйства передают урожай на винзаводы, местные жители готовят пойло в домашних условиях — из того, что удалось своровать на полях.  

В долине реки Луары сочные ягоды уже собраны и настаиваются в ожидании французского праздника молодого вина “Божоле”, который, похоже, скоро станет и нашим национальным…  

Ведь и там и здесь за процессом лично следит сам Жерар Депардье! И это не русско-французская комедия. Известный актер и винодел арендовал в Геленджике землю под виноградники, на которых и побывал репортер “МК”.


Радикулитные и засохшие кустики заброшенных виноградников местного совхоза, который некогда процветал, начинаются сразу за жилыми домами района Парус. Печальное зрелище тянется километра на два…  

— В советское время в виноградное дело вбухивали большие средства, — рассказывает мне Юрий, который раньше работал на местных французских угодьях. — Однако с приходом к власти Горбачева все кусты были скошены в рамках сухого закона. В 90-е же годы лозу попытались привить снова, но поднять виноградное дело до былых масштабов не удалось… А потом все эти путчи, дефолты, разваленные совхозы… Уже много лет виноградники стоят заброшенными. И никому в России этот бизнес не нужен. Кроме зарубежных виноградарей, как выяснилось.  

Официально называть имена арендаторов данных виноградников в муниципалитете города отказываются. Но и причастность французского актера к посадкам никто не отрицает.  

“По закону муниципалитету запрещено продавать земли Краснодарского края иностранным гражданам, — сообщили нам в Управлении земельных отношений Геленджика. — Они могут только арендовать угодья под разведение сельхозкультур — и пожинать плоды с этих плантаций”.  

Продравшись через это кладбище виноградных лоз, упираемся в панцирную сетку. На воротах надпись, естественно, на русском: “Виноградники охраняются”.Gотому как по верху и вдоль подножия ограждения серпантином вьется колючая проволока — такую только в армейских целях раньше использовали.  

— А защищаться есть от кого — зайди в дом к любому жителю Краснодарского края — и он угостит тебя домашним вином, — продолжает Юрий. — Зачем покупать сырье для самогонного пойла, когда оно “бесплатно” произрастает на всех склонах под самым носом?  

Сначала тянутся ряды французского сорта “Мерло”, о чем повествует табличка, датируемая 2007 годом. Следом за ними — метровые кустики “Шардонне”… Говорят, саженцы лично отбирал и привез из Франции актер и виноградарь Жерар Депардье. И что они замечательно прижились на русской земле…  
— Лично я актера не видел, мое дело тут было маленькое — поливать да пропалывать, — говорит Юрий. — А вот другие работники — бригадир и виноградари — целой делегацией ездили во Францию осваивать технологию лягушатников. Здесь посажено примерно по 150 кустов в каждом ряду, на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Когда кустики уже подросли и достигли метра в высоту, вбивают колышки, протягивают между ними лески и укладывают на них лозу, чтобы растению было куда ползти… Урожай ожидается через 3—5 лет — то есть уже в следующем году мы увидим первые плоды.

Соседи видят в Депардье собутыльника

Слухи о том, что французский актер облюбовал кубанские земли, поползли еще в 2002 году, когда Депардье приехал в Россию и якобы побывал в Геленджике, которым был очарован. С тех пор по городу не перестают ходить байки — чуть ли не все местные жители считают, что видели актера… А некоторые даже удостоились его рукопожатия.  

— Я прошлым летом видел, как этот, как его, Жерар купался на городском пляже — такую морду ни с одной другой не спутаешь, — говорит мужичок, что торгует цветами на набережной. — Дело было под вечер — Депардье напился в местном кабаке, оставил на лежаках одежду и в чем мать родила вошел в воды Черного моря! Сам здоровый, как глыба…  

Работники ресторана на набережной тоже подтвердили, что у них заседал француз, похожий на Жерара Депардье, который отказался фотографироваться: “Спрашивал, есть ли в наличии эскарго, после чего заказал тарелку мидий, потому что это примерно один черт”.  

Сергей, который живет неподалеку от виноградников, однажды не мог разъехаться с черным джипом, на заднем сиденье которого якобы тоже сидел французский актер и картаво ругался через открытое окно. Правда, русским матом. “Научили! — сделал вывод Сергей. — А то ведь без этого бизнес в России не пойдет”.  

Другие аборигены как-то приметили артиста у фуникулера — тот задержал очередь, потому как сомневался в прочности данной конструкции, а именно: выдержит ли она его вес? Так и не решился залезть в люльку.  

А обитатели двухэтажного домика, что на самом краю французского виноградника, утверждают, что артист лично зашел с ними познакомиться и даже дегустировал домашнее вино “Улыбка”.  

— Конечно, потеснили они нас не на шутку — перед самыми воротами забор их плантации начинается, — жалуется хозяин Анатолий, который вышел к нам в спортивных штанах и майке-алкоголичке. — Я страшно злился на этих буржуев, пока однажды не увидел практически у себя во дворе парижскую знаменитость. Всей семьей выбежали смотреть, ну и согласились: “Нос, волосы, плечи — как с экрана спустился прямо к нам на порог”. В окружении каких-то пахарей и без охраны. Я тут же в погреб — достал литровую сиську с домашним вином, налил в стакан и предложил иностранному гостю. Тот сначала смотрел на меня настороженно, а потом заулыбался и даже пригубил бокал, после чего наморщился, смакуя букет: “Мерси, — говорит, — и приятно познакомиться!” — или что-то вроде того. Нормальный мужик, может выпить! Хоть и не до дна…

Шампань или Кубань?

Пока на французских плантациях краснодарского разлива дозревает виноград, практически до конца октября в Краснодарском крае идет сбор спелых ягод. На виноградниках под Мысхако в полях горбатятся не только работники фирмы, а также местное население — зарплату берет натурой, чтоб домашнее вино заготовить.  

Заведующая агроотделом Ольга Николаевна вручает репортеру “МК” секатор и учит осторожно срезать виноградные грозди. Урожай складываем в ведро, а когда оно наполняется, относим к контейнеру, который отправляется на винзавод.  

— Это итальянский сорт “Мерло”, — говорит Ольга Николаевна. — А у нас на предприятии еще только когда пошли слухи, что французы хотят арендовать земли в Краснодарском крае, решились на эксперимент — привить на русской земле заграничные сорта. В Италии мы также закупили “Каберне” и “Шардонне”, и ростки прижились, дали всходы на наших склонах быстрей, чем традиционные “Мускат”, “Алиготе”, “Рислинг”! Правда, кусты приходится сажать редко — три на полтора метра, зато грозди весят по 300—800 граммов, когда российский виноград совсем мелкий — по 200—150 граммов кисточка. Лоза “Мерло” хорошо удерживает влагу, позволяя ягодам наливаться, а климат наш довольно влажный. Известные всем южные сорта изживают себя — потихонечку все совхозы, глядя на наш опыт, выкорчевывают старые кусты и засеивают земли благородными сортами.  

Будет ли вино, изготовленное из винограда, выращенного на русской земле, отличаться от продукта, добытого в долине близ Луары? И порадует ли изысканный вкус известного актера? На одном из винзаводов Кубани мне поведали, что вкус винограда напрямую зависит от почвы и погодных условий, в которых он выращен.  

— У нас солнечно, вот и вино получается более сладким, чем у европейцев, — говорит винодел Александр Петров. — Лучшее качество “Мерло” — его мягкость. Среди недостатков дегустаторы выделяют свойственную ему травянистость, но ее компенсирует сочная фруктовость.  

А обилие посадок “Шардонне” сулит нам то, что в ближайшем будущем в России начнут производить высококачественное шампанское, которое не будет уступать элитным французским маркам.  

— “Шардонне” просто выращивать, потому что оно хорошо переносит похолодание, да и сделать из него плохое вино практически невозможно, — продолжает Петров. — Поэтому это один из самых востребованных сортов в мире. Плоды этого сорта переносят разнообразные процессы — центрифугирование, недельную выдержку на шкурках, ферментацию и продолжительное вызревание в дубе, шампанизацию… А для изготовления игристого “Шардонне” — лучший ингредиент. В готовом букете мы улавливали аромат яблок, дыни и даже ананаса — в общем, присутствует изысканный фруктовый привкус.

Кто не ворует, тот не пьет шампанское

Алкоголь по утрам пьют аристократы, дегенераты и… подпольные виноделы. А дедушкины рецепты изготовления домашнего вина передаются в Геленджике из поколения в поколение.  

Николай в буквальном смысле держит бутыли с домашним вином под землей, потому как живет в цокольном этаже недостроенного дома.  

— Съездишь на поле за виноградом — и сразу квасить вино: не лежать же продукту, а то ведь испортится, — качает он головой. Достает бутылку с “Мускатом” годичной выдержки. — Отведай для храбрости и чтобы знала, ради чего на дело идешь.  

…Будто сладкий виноград перекатывается на языке — по вкусу напиток мало чем отличается от заводского.  

— Домашнее гораздо лучше! — обижается Николай. — Никогда не бери на улице разливное кубанское вино. Его из порошка разводят — в стакане оседает, а потом еще голова раскалывается! В моих же запасах все экологически чистое и без консервантов.  

На одну из ближайших плантаций мы отправляемся в сумерках, когда работы по уборке урожая уже закончились и еще не стемнело настолько, чтобы пришлось светить фонариком:  

— Все-таки охрана здесь курсирует, может заметить и арестовать, — предупреждает Николай. — Однажды днем моего друга схватили — потребовали виноград отдать и даже дело не завели… Однако, чем черт не шутит, люди тоже разные попадаются. На рассвете же многовато росы, что для сбора урожая не самое удачное время, потому как ягоды напитаются и сусло потом выйдет жидким.  

Машину оставляем метрах в тридцати от виноградника, который даже никто не удосужился огородить. Вместо тары все то же ведро, разве что профессиональным секатором не вооружились — его заменил перочинный нож.  

Кустики как раз вполовину человеческого роста, так что приходится пригибаться, чтобы не выделяться на виноградном поле столбом. Урожай почти весь убран — с трудом находим линию, где еще висят переспелые белые грозди “Муската”. Некоторые уже начали бродить прямо на ветках…  

— Ну, вино из таких хорошее не выйдет, а вот крепкую настоечку сварганить можно, — не брезгует Николай.  

Пока собрали полведра, солнце окончательно село за горы. С добычей мы спокойно вернулись на дачу винодела. Одна из комнат цокольного этажа выглядела как подпольная лаборатория самогонщика: ведра, тазы, огромные бутыли, в которых настаивается мутная жидкость.  

Приготовление вина начинаем с того, что отделяем ягодки от кисти и бросаем их в тазик.  

— А теперь мнем виноград вместе с косточками! — Николай вдруг снимает резиновые сапоги — и я невольно представляю, как он сейчас залезет в таз и начнет переминаться на спелых ягодах с ноги на ногу… К моему облегчению, винодел переобувается в тапочки и погружает в таз кисти рук: — Помогай давить ягоды, чтобы они дали сок…  

Ощущение довольно приятное — виноградинки лопаются под напором и вкусно пахнут. Только косточки неприятно покалывают пальцы.  

Тазик с полученным месивом — мезгой — водружаем на электроплитку и подогреваем, с помощью специального термометра измеряем температуру — когда столбик достигает 75 градусов, снимаем тазик и остужаем “компотик” до комнатной температуры.  

— Добавляем разведенные двухпроцентные дрожжи, сверху кладем деревянный кружок и оставляем ровно на три дня, — объясняет рецепт винодел-любитель. — Потом засыпаем сахар — по сто граммов на литр — и оставляем бродить. До двух месяцев вино отстаивается, после чего процеживается от осадка через марлю. Для сладости можно опять сдобрить сахаром — по сто граммов на литр — и уж потом разлить по красивым бутылкам. Закупоренные сосуды укладываем на бочок (чтобы не вскрылись) в погребе — там как раз температура около 10 градусов, — Николай показывает мне полки, где штабелями уложена гордость винодела. — Чем дольше вино выдерживается, тем больше насыщается вкусом… Правда, нам редко удается не употребить все запасы до следующего сбора урожая… Столько праздников в году!  

О домашнем вине из элитных французских сортов винограда да еще с плантаций известного актера русские пейзане пока лишь мечтают: “Мы с Депардье еще опытом поделимся, только пусти нас в огород!”
Геленджик—Москва.

СПРАВКА "МК"  

Жерар Депардье всерьез занялся виноделием с тех пор, как купил в долине реки Луары замок XII века. На прилагающемся к строению поместье в 27 гектаров он посадил виноградники. Сегодня вина Депардье прославились на весь мир. Актер открыл два ресторана в Париже и даже написал поваренную книгу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру