Франция подставит России судно

Новая болезнь нашей армии: недержание денег на фантастические проекты закупки вооружений

Франция дала “добро” на продажу России вертолетоносца Mistral — эту сенсационную новость недавно сообщили парижские газеты.

Ранее в СМИ уже бродили слухи о подготовке такой сделки: то начальник Генштаба Макаров, то главком ВМФ Высоцкий намекали, что Минобороны хотело бы заполучить этот корабль.

Оценить необходимость покупки в 500—600 млн. евро, конечно же, должны были на самом верху. И вот теперь, когда Париж дал “зеленый свет” переговорам, стало ясно: у нас наверху решили — будем брать. Вот только зачем? Этот вопрос рождается сегодня у большинства российских специалистов в области вооружений. Почему наш флот не может обойтись без корабля, сделанного в НАТО?

Mistral в переводе с французского — “холодный северо-западный ветер”. И этот ветер, похоже, несет серьезные перемены для оборонной промышленности нашей страны.

Последние годы нас уверяли: делать оружие на экспорт мы будем, но сами покупать его за рубежом — никогда. Свою армию мы должны вооружать только сами. Обороноспособность страны не может зависеть от чьих-то политических пристрастий. Мы даже резали по живому наш единый еще со времен Союза ВПК с Украиной. Как же, ведь она засматривается в сторону НАТО!

А как мы клеймили Запад за то, что он вооружает Грузию! И вот теперь, выходит, Грузию вооружать нельзя, а Россию можно?

У грузин хотя бы есть отмазка: они сами оружия не делают. В СССР Тбилиси выпускал “Су-25”, производство которых там сейчас умерло, но Россия-то — другое дело. Мы ежегодно вкачиваем сотни бюджетных миллиардов в собственный ВПК, чтобы на выходе получить современное вооружение, но его все нет и нет. Те единичные образцы, которые идут на экспорт в Индию или Китай, не в счет.

В такой ситуации логично было бы принять экстренные меры — изменить системные подходы, разобраться с тем, что наваяли в последние годы с корпорациями и холдингами, в конце концов, поменять руководство отрасли… Но нет, наше Минобороны, словно красна девица, обижается на свой противный ВПК и, махнув на него рукой, решает: пусть бюджетные миллиарды текут на Запад.

С экранов военные и политики развенчивают агрессивную сущность НАТО, а сами втихаря покупают французские тепловизоры Thales Catherine-FC и Sagem Matiz для бронетехники, организуют отверточную сборку электронно-оптических контейнеров Thales Damocles, засматриваются на интегрированный комплекс “солдата будущего” FELIN, колесные бронированные машины с усиленной противоминной и противофугасной защитой типа MRAP и новые немецкие подлодки проекта 212.

Ну, нет у нас такого — это правда! Слишком уж “успешные менеджеры” занимались все эти годы российским ВПК. Так что покупки приходится оправдывать тем, что, дескать, мы, как китайцы, возьмем несколько штук, разберем, посмотрим, как сделано, а потом начнем такое же производить сами. Но если с израильскими беспилотниками (они обошлись нам в $53 млн.) это еще как-то понять можно, то Mistral — совсем другая история. Хотя и про него генералы говорят, дескать, купим один-два вместе с новыми технологиями, а третий и четвертый сделаем уже у себя.

Не ясно только, откуда возьмутся деньги на четыре таких монстра, если сейчас военное ведомство не в состоянии профинансировать даже строительство небольших корветов и боевых катеров? Но начальника Генштаба Макарова этот пустяк не смущает: “До конца года мы планируем выйти на договорные обязательства с французской фирмой, которые позволят произвести и закупить этот корабль”.

Насчет “произвести” генерал, похоже, ошибается. Париж уже заявил, что одно из условий продажи — корабль должен быть полностью построен во Франции, в городе Сен-Назер. Кризис, надо подумать о своих рабочих. Кстати, новыми технологиями нас одаривать тоже никто не собирается. Представители правительственных кругов Франции открыто заявляют: в данном контракте “передача передовых военных технологий может быть весьма ограниченной”. Получается, что мы фактически купим коробку корпуса, построенного по упрощенным стандартам коммерческого судостроения, которые широко применяются на Mistral для удешевления проекта.

* * *

И все же почему именно Mistral? Зачем нам вообще вертолетоносец? Ни строительство, ни тем более его закупка не значится ни в одной из программ вооружений последних лет, что означает: в планы оснащения нашего флота вертолетоносец ранее не входил. Теперь же он вдруг понадобился так срочно, что “к концу года планируем выйти на договорные обязательства”. Даже сами французы удивлены этому факту и спрашивают: вы так спешите потому, что этот корабль вам нужен для новой войны с Грузией? Или собираетесь его использовать против Украины в войне за Крым?

Наши переговорщики, конечно, от таких предположений отмахиваются, но другой, более логичной версии предложить не могут — ведь Минобороны не опускается до каких-либо объяснений по поводу того, какие военные цели преследует эта покупка.

Как известно, вертолетоносец — это разновидность авианосцев, специально предназначенная для несения вертолетов и поэтому не имеющая самолетного взлетно-посадочного оборудования (катапульт, посадочных тросов). Как правило, одновременно он еще является противолодочным либо десантным кораблем.

В северных широтах, где сильные штормы и холодные ветры приводят к обледенению палубы, использовать вертолетоносец по прямому назначению сложно. Он более эффективен в южных широтах, так что предположения о том, что Mistral планируют применять где-то на юге, не так уж и безосновательны, поэтому именно грузины больше всех обеспокоены предстоящей покупкой. МИД Грузии даже сделал официальное заявление: “российская сторона не скрывает свои милитаристские намерения” и “готовится к осуществлению военной операции в Грузии”.

Даже если поверить грузинскому МИДу, то и в этом случае нельзя считать Mistral слишком удачным приобретением. В СССР в 70-х годах в составе флота уже имелись два вертолетоносца — “Москва” и “Ленинград”. Службу они провели в составе Черноморского флота, действуя, как правило, в акватории Средиземного моря. Первоначально их предполагалось построить 12, но быстрый рост боевых возможностей атомных подлодок вынудил остановиться на двух — не по зубам им оказались новые подводные ракетоносцы.

Сегодня противолодочный поиск силами вертолетоносца также считается делом малоэффективным и затратным. Да и с морскими вертолетами у нас напряженка. Лучшему, “Ка-29”, уже не один десяток лет. Все остальное — лишь проекты, для воплощения которых денег понадобится не меньше, чем для покупки самого Mistral.

Остается использовать его в качестве десантного корабля — то, чего и боятся грузины. Но и тут специалисты утверждают, что обычные десантные корабли для таких целей куда эффективнее. Тем более, вертолетоносцу нужен обязательный эскорт из кораблей охранения. А у нас эскорта не хватает даже авианосцу “Адмирал Кузнецов” и атомному ракетному крейсеру “Петр Великий”. Mistral же без него в черноморской луже — всего лишь хорошая мишень даже для небольших кораблей противника.

Правда, говорят, что наши военачальники запали на Mistral по другой причине. Их поразили его возможности с точки зрения “штабного потенциала”: высокая автоматизация, наличие разветвленных средств связи и боевого управления, в том числе разнородными силами. Для этого на Mistral имеется боевая информационно-управляющая система SENIT 9, а также новейшая натовская система обмена данными и управления разнородными силами SIC-21.

Однако глупо было бы ожидать, что все это нам продадут вместе с кораблем. В НАТО дураков меньше, чем кому-то хотелось бы у нас в Генштабе. Нет, господа генералы, эти электронные штучки придется создавать силами столь нелюбимого вами российского ВПК после того, как за полмиллиарда евро вы получите пустую, но очень красивую железяку.

* * *

Вообще-то трудно представить, что наши военачальники этого не понимают. Поэтому создается впечатление, что они люди подневольные и выполняют чей-то приказ. Очень уж похоже, что вся эта возня с Mistral имеет некий политический подтекст и режиссируется совсем не из Минобороны. Сделка с душком и попахивает то ли взяткой за какие-то будущие уступки, то ли благодарностью Парижу за его лояльность по отношению к Кремлю в ряде внешнеполитических вопросов.

Во всяком случае, похоже, что у военных в этой игре роль незавидная — “чего прикажете?”. Они понимают, что и нфраструктуры для этого корабля нет, и не могут ответить на вопрос: откуда возьмутся специалисты, оборудование, запчасти для обслуживания столь крупного импортного корабля, да еще принципиально отличающегося своими стандартами от всех наших? К примеру, как действовать, если на Mistral полетит энергетическая установка? А тут уж без производителей никак не обойтись. И что, специалисты НАТО сразу примчатся на помощь, даже если Mistral в этот момент ощетинится всем своим вооружением против Грузии или Украины?

В общем, когда специалисты просчитывают все “за” и “против” этой сделки, то приходят к выводу, что более бесполезной покупки трудно себе представить. Однако их мнение ничуть не мешает ее продвижению. В Минобороны даже не скрывают, что тендер, который в таких случаях принято проводить, абсолютно формален. Вместе с французами в нем примут участие голландская верфь Damen Schelde с универсальным десантным кораблем Johan de Vitt и испанская судоверфь Navantia с Galicia. Но главком ВМФ Высоцкий уже сейчас говорит: “Наибольшие шансы выиграть имеют все же французские судостроители, с которыми уже ведутся переговоры”.

Попыток пригласить к участию в тендере хотя бы для приличия какие-нибудь российские фирмы даже не делалось. Вот что по этому поводу сказал 1-й зампредседателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Владислав Путилин:

— Закупка вертолетоносца класса Mistral должна осуществляться на конкурсной основе, однако Минобороны с таким заказом к российским оборонщикам не обращалось. Для этого надо объявлять конкурс: какие условия, какие характеристики, они же их не задали. Так что вопрос о намерении закупить корабль данного класса у Франции, а не у отечественных судостроителей надо адресовать не военно-промышленному комплексу, а Министерству обороны.

А вот что говорит руководитель группы советников гендиректора ФГУП “Рособоронэкспорт”, президент Лиги содействия оборонным предприятиям Александр Бриндиков:

— С оборонно-промышленным комплексом возникла системная проблема, и суть ее заключается в том, что Министерство обороны начинает занимать позицию стороннего покупателя. Заявления ряда высокопоставленных чиновников Минобороны сводятся сегодня к следующему: не можете делать того, что нам нужно, мы этого у вас закупать не будем, а будем приобретать за рубежом. На первый взгляд вроде бы логично: Минобороны как ведомство имеет свои задачи и под их решение формирует соответствующую систему вооружения. Но с другой стороны, если Минобороны занимает такую позицию, возникает вопрос: а кто реально занимается оборонно-промышленным комплексом? Кто отвечает за то, чтобы промышленность была способна удовлетворять потребности заказчика. Если никто не отвечает, ну, тогда непонятно, какую задачу мы системно решаем. …Если мы начнем закупать образцы вооружения за рубежом, то поставка отечественной аналогичной продукции на экспорт будет просто невозможна, тем самым мы официально объявляем, что наша техника никуда не годится.

Кстати, сейчас Россия как раз участвует в индийском тендере на покупку 126 легких истребителей (мы предлагаем “МиГ-35”) и 197 легких многоцелевых вертолетов (от нас представлены “Ка-226Т”). По условиям этого тендера 50% от суммы будущего контракта — а по истребителям это более $10 млрд. — должно быть размещено на территории Индии. Они останутся там в виде производства комплектующих для этих самолетов, новых рабочих мест и т.д.

В отличие от индусов 1 млрд евро за первых два корабля Mistral мы собираемся подарить французам. Это потом уже, мямлят военные, будем что-то там делать вместе, если, конечно, дело до этого вообще дойдет.

* * *

Но если не корабли Mistral, то что можно было бы заказать нашему ВПК на сумму в 1 млрд евро?
Это, например, могли бы быть новые межконтинентальные “Тополя”, учитывая, что наш ядерный потенциал от старости тает на глазах. Каждый “Тополь-М” стоит около 400 млн. рублей (примерно 10 млн. евро). Значит, на 1 млрд евро их можно было бы сделать целых 100. Неплохо, если учесть, что за все 12 лет, с тех пор как “Тополь-М” поставлен на вооружение, их закупили всего 50 штук.

А возможно даже, небольшой части этих денег хватило бы на то, чтоб вернуть к жизни российский аналог Mistral — корабли проекта 11780. В 80-е годы в СССР их было построено три, планировали больше, но не успели. Последний из них, “Митрофан Москаленко”, прибыл с завода во Владивосток в 1990 году. Он имел трюм на 46 танков, ангар на 4 вертолета, а по оснащению вооружением, радиолокационными системами, станциями и средствами радиосвязи даже превосходил нынешний Mistral.

Специалисты говорят, что “корабли этого класса обладали практически неограниченной мореходностью, способны были долгое время действовать в удаленных от баз районах, участвовать в операциях любого масштаба и практически не имели аналогов в мире”. Однако уже в наше время все они без должных ремонтов и содержания были бездарно загублены в ВМФ, а “Москаленко” так ни разу и не вышел в море на боевую работу. Недавно, буквально перед тем, как началась вся эта история с Mistral, на сайте Минобороны появилась информация о его продаже на металлолом.

Зато вместо него мы покупаем Mistral. Ему, конечно, уготована куда более светлая участь. Его будут лелеять, как любимую игрушку. Адмиралы и генералы начнут кататься за границу, чтоб научиться с ней обращаться. Корабль превратят в символ российско-французской дружбы и будут тыкать им в глаза представителям оборонки за то, что те не смогли сделать такой же, хотя им его никто и не заказывал.

Но у генералов и адмиралов точно должно сносить башку, когда на очередных маневрах с помощью этой натовской штуки они будут воевать с тем же НАТО — нашим вечным “потенциальным противником” по замыслу всех учений. Недавно на военном шоу “Запад-2009” мы пустили на ветер сотни бюджетных миллиардов, обороняясь от его наступления. Хотя в интересах альянса со своего военного космодрома Плесецк давно уже выводим на орбиту целые группировки спутников-шпионов, модернизируем под стандарты НАТО наши старые “МиГ-29”, оставшиеся на вооружении в Восточной Европе, и возим натовские военные грузы на своих самолетах “Руслан”. Теперь вот еще и покупаем у НАТО оружие.

Так, может, уже хватит врать? Ну кто сегодня верит в то, что Европа — наш противник? Давайте честно скажем: хотим в НАТО. А что? Может, конечно, Китаю это и не понравится, зато с Украиной, Грузией, Прибалтикой и всей Восточной Европой этот шаг нас уж точно примирит. Другое дело, что в НАТО нас пока не примут, но если мы такими темпами, как сейчас, начнем вооружаться под их стандарты, да еще организуем пару-тройку аналогичных “подарков” на миллиарды евро, может, тогда о нас там задумаются всерьез?

Правда, в этом случае российская оборонка точно погибнет. Ну, так что ж, хочет выжить — пусть делает кастрюли. Ради высокой цели надо чем-то жертвовать. И сегодня первый шаг к такой жертве мы уже сделали.

Справка “МК”:

Многоцелевой десантный вертолетоносец класса Mistral имеет стандартное водоизмещение 16 500 тонн, полное — 21 300 тонн, при заполненном доке — 32 300 тонн. Вертолетная группа корабля включает 8 десантных и 8 штурмовых боевых вертолетов. Одновременно на взлетной палубе может размещаться 6 вертолетов. В арсенале корабля — четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. На грузовой палубе можно перевозить 1100 тонн грузов: до 470 десантников, до 40 танков или 70 автомашин. Вооружен 2 пусковыми установками ЗРК Simbad, 2 — 30-мм артустановками Breda-Mauser, 4 — 12,7-мм пулеметами. Имеется госпиталь на 69 коек, возможность размещения 150 человек штабного персонала. Сегодня в составе ВМС Франции два вертолетоносца класса Mistral и ведется строительство 3-го корабля. По неофициальным данным, стоимость корабля — 600 млн. евро.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру