У России с Китаем — Амур по расчету

Спецкор “МК” форсировал великую реку вместе с челноками из Благовещенска

Прежде чем снарядить меня в Китай, бывалый благовещенский “челнок” долго и терпеливо инструктировал:  

— Не связывайся с “помогайками” — с китайцами, которые тебя будут водить по супермаркетам и навязывать покупки. Подсунут дерьмо, заплатишь втридорога, да еще и “помогайке” за работу нужно отдельно отстегнуть… Поближе держись к нашим, к землякам. И еще — торгуйся, китайцы охотно снижают цены…

И вот я уже на благовещенской пристани, жду посадки на катер под кодовым названием “Амур”. Поездка в оба конца стоит 1250 руб., на китайском берегу дополнительно нужно уплатить 100 юаней (430 рублей) за въездную визу в загранпаспорт. Процедура быстрая, без длинных очередей.  

В катере нас человек 100. Занимаю место у окна и любуюсь амурскими волнами, не раз и не два воспетыми в песнях. Китайцы Амур называют Хэй лу цзян — что в переводе на русский означает “черный дракон”. Вода в Амуре постоянно холодная, и, говорят старожилы, это очень своенравная река, вот почему ее и называют драконом.  

Соседи справа от меня (родители и их сын лет 18—20) обсуждают изменения в таможенных правилах, которые произошли с весны нынешнего года. Теперь, возвращаясь из Поднебесной, через таможенный кордон можно проносить не больше 35 кг товара на человека, причем не чаще, чем раз в месяц. Раньше допускался вес 50 кило и — пожалуйста, мотайся челноком из Благовещенска в Хэй Хэ (так китайцы называют свой город на Амуре) и обратно хоть каждый день.  

Мера эта ударила прежде всего по челнокам. Однако в нашей группе коробейников не видно. Зато это ограничение совершенно не коснулось простых жителей дальневосточного Благовещенска. Если соседняя со мной семья наберет китайских шмоток по 35 кг каждый, их хватит на все случаи жизни и лет на 10 вперед. Чего же боле?  

— Нет, все равно стало плохо, — считает глава семейства. — Раньше таможенники в сумки к нам не заглядывали. А сейчас в них копаются. Найдут, допустим, партию трусов одного размера — оставят тебе пару, а остальное экспроприируют. Даже если эти трусы ты покупал явно для себя. Считается, что поездка уже коммерческая. Товар увезут на склад и замучаешься его получать обратно. Во-первых, уплата пошлин за каждый лишний килограмм, а во-вторых, оформление бумаг.  

— Правила меняются часто, мы за ними не успеваем, — делится впечатлениями другой житель Благовещенска. — Нигде вы не найдете списка товаров и их количества, которые разрешено ввозить в Россию. Иногда, допустим, 3 бутылки китайской водки со змеями можно провезти, а иногда запрещено. Третью или сдавай государству, или выпивай прямо здесь и сейчас, выбор небольшой.  

— Сказали бы прямо: можно ввозить каждую вещь по одной, но общим весом не больше 35 кг. Или, допустим, бери брюк сколько хочешь, но в пределах 35 кило, — подключается к разговору еще один турист. — Такого нет. Сегодня так, завтра эдак… Партию тех же китайских полотенец можно приобрести гораздо дешевле, ведь это уже опт. Пытаемся их разбивать по нескольким сумкам, “прятать”. Иногда номер проходит, иногда нет.  

Наш катер мягко причаливает к китайскому берегу, и как истинный патриот России я бросаю ностальгический взгляд на противоположный берег, на Благовещенск то есть. Это очень милый, симпатичный и домашний город. Он на противоположной стороне Амура, метрах в 800—1000. Хотя по сравнению с нынешним обустройством китайской стороны выглядит достаточно провинциально.  

— Лет 15 назад у китайцев тут ничего не было, — рассказывает попутчик, пока мы стоим в очереди уже на китайской таможне. — Покосившиеся фанзы (домики) — и пустота. Сегодня смотри, какой они город отгрохали, какие торговые центры понастроили!..  

Уплатив “въездной” взнос 100 юаней, направляемся к огромному супермаркету “Юань дун”, встречающему российских туристов. Я и не заметил, что остался совершенно один: земляки разбились на семьи и группы, а мое сиротливое одиночество сразу бросилось в глаза многочисленным китайским “помогайкам”, о которых меня предупреждали еще в Благовещенске. “Дома” меня особенно учили любой ценой отвязаться от посредников, что я в конечном итоге и делаю. Но, надо доложить, с большим трудом. Несмотря на мое каменное и невозмутимое лицо, человек 5—6 за мной ходят добрых полчаса (они неплохо говорят на русском) и предлагают купить китайские веера, фонари, люстры, блузки…  

Москвича супермаркетами удивить трудно, мы ведь всякое видали. Но “Юань дун” — огромный торговый центр, который хорошо виден даже из Благовещенска, все-таки удивляет. Тут продается абсолютно все, начиная от мотопомп для полива огорода и кончая роскошными женскими шубами. Те, кто не особенно искушен в торговле, поездку в Китай ограничивают одним днем — походом в этот самый “Юань дун”. Цены в нем раза в 2—3 ниже, чем в Москве.  

Например, элегантная норковая шубка стоит 20 тыс. рублей, мужская дубленка — 10 тыс., бутылка диковинной китайской водки с кореньями 80 рублей, а ароматнейший зеленый китайский чай в гранулах (2—3 гранулы развариваются на целый чайник) какие-то сущие копейки. Речь идет о начальной, стартовой цене, дальше уже все зависит от вашего умения торговаться.  

Нужно заметить, что кроме дешевого шопинга близость Китая открыла коренным благовещенцам целую индустрию культурного времяпрепровождения. Например, у них появилась такая традиция — париться на том берегу Амура в бане. Обстановка там царская: всего за 15 юаней (60—70 руб.) — бассейн, горячая и холодная вода, гидромассаж, за дополнительную чисто символическую плату тебе почистят пятки. Причем в бане ты можешь провести ночь, что с успехом и делают благовещенские студенты, чтоб не тратиться на ночлежку или гостиницу.  

Люди посостоятельнее предпочитают ехать в Китай дня на 3—4, чтоб отдохнуть там душой и телом. Опять же, прямая выгода — в 40 юаней обойдется обильный обед на двоих. Поспать можно в ночлежке за 10 юаней (40—45 руб.) или всего за 150 юаней, то бишь за 600 руб. в сутки снять приличный номер в гостинице с душем, туалетом и кондиционером. В Благовещенске гостиница стоит минимум 2,5 тыс. руб. Словом, жизнь на краю России имеет свои козыри, а дальность от Москвы с лихвой компенсируется близостью к Китаю.  

На этом неоспоримые преимущества социалистического Китая не завершаются. В Поднебесной в непосредственной близости от границы современная 3-комнатная квартира стоит около 500 тыс. руб. Многие пенсионеры Благовещенска, чтоб не тянуть непосильное бремя ЖКХ, продают однокомнатные квартиры в хрущевках и на эти же деньги покупают “трешки” в Китае. И живут в них как белые люди.
Пенсию можно оформить через Внешторг, и тогда исполнительная китайская почтальонша раз в месяц будет приносить честно заработанные 800—900 юаней — если в России пенсия составляла 3,5 тыс. руб. А 800 юаней для Китая деньги приличные, учительница в школе там зарабатывает около 300 юаней.  

Словом, китайцы всеми силами осваивают наш Дальний Восток, но и мы проявляем инициативу, засылаем в Китай своих бабушек!  

Однако вернемся к особенностям национальной припограничной торговли. Несмотря на ужесточение таможенных правил, объем челночного товарооборота через Благовещенск особенно не снижается. Ведь на всякое действие обязательно находится противодействие. А оно заключается в том, что группа из нескольких бедных студентов или пенсионеров (их называют фонарями) на том, чуждом нам, берегу набирает по 35 кг тряпья каждый и доставляет товар заказчикам в Благовещенск — в простонародье именуемым кирпичами. Тот оплачивает своим “агентам” поездку в оба конца плюс сверху по 500 руб. на брата за выполненную работу. Особо отличившиеся “фонари” иногда премируются все из того же фонда 3-дневными поездками в Китай (на обратной дороге только надо прихватить попутный товар) — с сауной, гостиницей, плотными обедами и выпивкой.  

Подозреваю, что так получилось и с нашей группой, в которой утром, отчаливая из Благовещенска, я не заметил никаких челноков. Но уже вечером того же дня ручные сумки у большинства туристов и туристок превратились в огромные баулы со всякой всячиной.  

Таможенники давали “добро” — превышение веса в 35 кг не зафиксировано!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру