Гуманное отношение к людям, неожиданно проявленное руководством РЖД, по всей видимости, вызвано субботним митингом в Калининграде.
Десять тысяч человек, возмущенных повышением ввозных пошлин, транспортного налога и еще каких-то обязательных плат, взимаемых с них государственными структурами, ясно показали, что нельзя ощипывать и доить народ до бесконечности.
Теперь власти опасаются таких же вспышек в Москве и Подмосковье. И не напрасно.
Они вполне вероятны. Цены на проезд в электричках задрали в три-четыре раза. Месячный абонемент теперь стоит порядка 2 тысяч рублей. Для многих жителей Подмосковья, которые работают в столице, это запредельная цифра.
Негодование и проклятья, высказываемые вслух. Возмущение, выплеснутое в блогах и на страницах газет. Заявление на РЖД, поданное в суд Обществом защиты прав потребителей… Всего этого было недостаточно, чтоб власти обратили внимание на зреющий нарыв и поняли, что градус кипения уже совсем близко. Но калининградский митинг заставил их взглянуть на подмосковные электрички другими глазами.
С большой долей уверенности можно сказать, что через неделю тарифы каким-то образом будут снижены. Не намного. Но шаг навстречу гражданам все-таки будет сделан.
Если граждане глотают слезы обиды и молча подставляют бок — их обдирают как липку.
Если активно возмущаются и громко протестуют — им делают шаги навстречу.
Есть смысл протестовать.
Идейные протесты — по поводу свободы слова, несоблюдения прав человека и прочих нематериальных ценностей — никогда не собирают большого количества сторонников, поэтому властям они не страшны.
Но если протесты касаются материальных ценностей — если они вызваны решениями, ухудшающими личное благополучие людей, — к ним могут примкнуть десятки и сотни тысяч протестантов. Разогнав такой митинг, власти рискуют потерять поддержку безыдейного населения, составляющего основу нашего общества. Поэтому они изо всех сил стараются не допускать “материальных” протестов, давить прямо в зародыше.
Чтобы не быть заподозренными в слабости, власти никогда не отступают до конца. Но они делают послабления, идут на компромиссы. Именно это мы и увидим через неделю — когда будут объявлены новые тарифы на проезд в электричках…
ЭКСПЕРТ “МК”
Дмитрий ЯНИН, председатель правления КонфОП:
— Очевидно, что все осознали: повышение было несправедливым. Насколько это повышение законно, установит суд и контролирующие органы. Мы считаем, что повышение не соответствовало законодательству. У людей появляется возможность при сохранении билетов требовать в досудебном порядке с МЖД возврата части стоимости проезда. Я считаю, что это необходимо. Более того, такие действия потребителей предупреждают компанию о том, что сумма, заработанная в январе, может быть уменьшена за счет этих выплат. И в их интересах как можно быстрее отказаться от этого несправедливого повышения, чтобы не наращивать долг.
Кипение страстей вокруг новых цен на пригородные поезда, похоже, достигло апогея: 1 февраля, сразу после выхода из отпуска, первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк написал письмо всем участникам процесса с просьбой приостановить действие новых тарифов до разъяснения ситуации. Однако письмо до железнодорожных касс не дошло: вчера пассажирам по-прежнему продавали билеты с учетом повышения.
— Случилась некая ошибка, что-то не доработали. Чтобы ее исправить, нужно принять официальный документ. Но пока официальный документ не приняли, чтобы народ не переплачивал, предлагается заморозить повышение тарифов, — говорит пресс-секретарь первого заместителя мэра Юрия Росляка Леонид Браткин. Ошибка меж тем случилась следующая: как уже писал “МК”, тарифы на пригородные поезда РЖД согласовывает с руководством субъектов Федерации, то есть Москвы и области. В постановлении областного правительства напрямую говорится о том, что “при проезде по территории другого субъекта Российской Федерации более одного остановочного пункта” цена билета устанавливается “путем суммирования стоимости проезда”. В столичном постановлении это не прописано. Но железнодорожники решили, что это тоже подразумевается. Результат сложения московского и областного тарифов получился оглушительный: теперь минимальная стоимость проезда из области в Москву составляет 42,5 руб., в то время как раньше этот же билет обходился в 14 руб.
Сейчас власти Москвы и области и РЖД активно совещаются: Леонид Браткин заявил, что решение проблемы должно быть “если не сегодня (2 февраля), то завтра”. На момент подписания номера никаких изменений в ситуации не произошло.
Более того, 2 февраля на вокзалах наблюдалась привычная ситуация: в кассах висели новые, повышенные ценники, а граждане скакали “зайцами”. То есть письмо Юрия Росляка действия, опять же на момент подписания номера, не возымело. “Видимо, письмо о заморозке тарифов до касс еще не дошло”, — предположил Браткин. С большой долей уверенности можно предположить, что пока просьба о временном восстановлении старых тарифов дойдет до “земли”, власти что-то да нарешают.
Сейчас правозащитники и активисты-общественники советуют всем сохранять талончики на случай пересмотра тарифов и потом искать правды суде, требуя компенсации. Однако вопрос о возврате каких-либо средств гражданам чиновниками пока не обсуждается.