РЖДенные революцией

Калининградский синдром: власть испугалась массовых протестов пассажиров электричек

Калининградский синдром: власть испугалась массовых протестов пассажиров электричек
Тарифы на проезд в электричках временно снижены. Не до прежнего уровня, конечно, но хотя бы отменена плата за въезд и выезд из Москвы. В течение недели РЖД будет думать, как быть дальше — оставить заоблачные тарифы, введенные с января, или все-таки их снизить.  

Гуманное отношение к людям, неожиданно проявленное руководством РЖД, по всей видимости, вызвано субботним митингом в Калининграде.

Десять тысяч человек, возмущенных повышением ввозных пошлин, транспортного налога и еще каких-то обязательных плат, взимаемых с них государственными структурами, ясно показали, что нельзя ощипывать и доить народ до бесконечности.

Теперь власти опасаются таких же вспышек в Москве и Подмосковье. И не напрасно.  

Они вполне вероятны. Цены на проезд в электричках задрали в три-четыре раза. Месячный абонемент теперь стоит порядка 2 тысяч рублей. Для многих жителей Подмосковья, которые работают в столице, это запредельная цифра.  

Негодование и проклятья, высказываемые вслух. Возмущение, выплеснутое в блогах и на страницах газет. Заявление на РЖД, поданное в суд Обществом защиты прав потребителей… Всего этого было недостаточно, чтоб власти обратили внимание на зреющий нарыв и поняли, что градус кипения уже совсем близко. Но калининградский митинг заставил их взглянуть на подмосковные электрички другими глазами.  

С большой долей уверенности можно сказать, что через неделю тарифы каким-то образом будут снижены. Не намного. Но шаг навстречу гражданам все-таки будет сделан.  

Если граждане глотают слезы обиды и молча подставляют бок — их обдирают как липку.  

Если активно возмущаются и громко протестуют — им делают шаги навстречу.  

Есть смысл протестовать.  

Идейные протесты — по поводу свободы слова, несоблюдения прав человека и прочих нематериальных ценностей — никогда не собирают большого количества сторонников, поэтому властям они не страшны.  

Но если протесты касаются материальных ценностей — если они вызваны решениями, ухудшающими личное благополучие людей, — к ним могут примкнуть десятки и сотни тысяч протестантов. Разогнав такой митинг, власти рискуют потерять поддержку безыдейного населения, составляющего основу нашего общества. Поэтому они изо всех сил стараются не допускать “материальных” протестов, давить прямо в зародыше.  

Чтобы не быть заподозренными в слабости, власти никогда не отступают до конца. Но они делают послабления, идут на компромиссы. Именно это мы и увидим через неделю — когда будут объявлены новые тарифы на проезд в электричках…

Юлия КАЛИНИНА.

ЭКСПЕРТ “МК”

Дмитрий ЯНИН, председатель правления КонфОП:


— Очевидно, что все осознали: повышение было несправедливым. Насколько это повышение законно, установит суд и контролирующие органы. Мы считаем, что повышение не соответствовало законодательству. У людей появляется возможность при сохранении билетов требовать в досудебном порядке с МЖД возврата части стоимости проезда. Я считаю, что это необходимо. Более того, такие действия потребителей предупреждают компанию о том, что сумма, заработанная в январе, может быть уменьшена за счет этих выплат. И в их интересах как можно быстрее отказаться от этого несправедливого повышения, чтобы не наращивать долг.

Нина КУЗЬМИНА.

ВЧЕРА ПАССАЖИРЫ ПРОДОЛЖАЛИ ЕЗДИТЬ ПО ПОВЫШЕННЫМ ТАРИФАМ

Кипение страстей вокруг новых цен на пригородные поезда, похоже, достигло апогея: 1 февраля, сразу после выхода из отпуска, первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк написал письмо всем участникам процесса с просьбой приостановить действие новых тарифов до разъяснения ситуации. Однако письмо до железнодорожных касс не дошло: вчера пассажирам по-прежнему продавали билеты с учетом повышения.

— Случилась некая ошибка, что-то не доработали. Чтобы ее исправить, нужно принять официальный документ. Но пока официальный документ не приняли, чтобы народ не переплачивал, предлагается заморозить повышение тарифов, — говорит пресс-секретарь первого заместителя мэра Юрия Росляка Леонид Браткин. Ошибка меж тем случилась следующая: как уже писал “МК”, тарифы на пригородные поезда РЖД согласовывает с руководством субъектов Федерации, то есть Москвы и области. В постановлении областного правительства напрямую говорится о том, что “при проезде по территории другого субъекта Российской Федерации более одного остановочного пункта” цена билета устанавливается “путем суммирования стоимости проезда”. В столичном постановлении это не прописано. Но железнодорожники решили, что это тоже подразумевается. Результат сложения московского и областного тарифов получился оглушительный: теперь минимальная стоимость проезда из области в Москву составляет 42,5 руб., в то время как раньше этот же билет обходился в 14 руб.  

Сейчас власти Москвы и области и РЖД активно совещаются: Леонид Браткин заявил, что решение проблемы должно быть “если не сегодня (2 февраля), то завтра”. На момент подписания номера никаких изменений в ситуации не произошло.  

Более того, 2 февраля на вокзалах наблюдалась привычная ситуация: в кассах висели новые, повышенные ценники, а граждане скакали “зайцами”. То есть письмо Юрия Росляка действия, опять же на момент подписания номера, не возымело. “Видимо, письмо о заморозке тарифов до касс еще не дошло”, — предположил Браткин. С большой долей уверенности можно предположить, что пока просьба о временном восстановлении старых тарифов дойдет до “земли”, власти что-то да нарешают.

Сейчас правозащитники и активисты-общественники советуют всем сохранять талончики на случай пересмотра тарифов и потом искать правды суде, требуя компенсации. Однако вопрос о возврате каких-либо средств гражданам чиновниками пока не обсуждается.

Нина КУЗЬМИНА. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру