Прощай, крошка...

Москвичи, ранее проклинавшие соль и реагенты, теперь требуют убрать с тротуаров мелкий гранитный щебень

Москвичи, ранее проклинавшие соль и реагенты, теперь требуют убрать с тротуаров мелкий гранитный щебень
Дороги в Москве — это не беда. Беда — это гололед на дорогах и тротуарах. Что бы ни делали коммунальщики, как бы ни боролись со злодейкой-зимой, горожане все одно недовольны. Соль и песок — плохо. Реагенты — еще хуже. С прошлой зимы со льдом стали бороться, рассыпая по тротуарам гранитную крошку. Но и это вызвало поток жалоб: крошка застревает в обуви, оседает в квартирах, да и от гололеда не очень-то, мол, спасает. Впрочем, как выяснил “МК”, крошка могла бы быть более эффективной, если бы ее у нас рассыпали по европейской технологии, которую наши дворники игнорируют.

Гранитную крошку начали использовать в Москве зимой 2008/09 г. Сделано это было из-за большого количества нареканий со стороны экологов и горожан на использовавшиеся ранее соль и химреагенты.  

Мелкие камушки же, с точки зрения специалистов, меньше вредят природе, могут быть вторично использованы, и вообще это средство, пришедшее к нам из Европы. Казалось бы, все замечательно.  

Но довольно скоро люди начали выказывать претензии к европейскому чудо-средству. “Я мама — гуляю с коляской, которую потом завожу в прихожую. Эта галька теперь по всей квартире, мой день начинается и заканчивается с пылесосом в руках! Я бы лучше тратила деньги на новую обувь (когда была соль). Выбрасываем из пылесоса килограммы в неделю!!!” — пишет москвичка на официальном сайте московского правительства.  

“Наш подъезд называется “заливной”. Наледь под уклоном, а внизу аккуратненько крошка лежит съехавшая”, — пишет другой горожанин. Кроме этого, люди начали обращать внимание на то, что гранитную крошку рассыпают прямо на снег. Очень быстро она вдавливается, после чего перестает оказывать какой бы то ни было эффект.  

Что же получается? Неужели мелкие камешки такое уж неэффективное средство? Или налицо нарушение технологии?  

— Опыт западных стран говорит о том, что мелкие камни могут стать отличным противогололедным средством, — говорит национальный координатор по европейскому проекту экологизации дорог Дмитрий Кавтарадзе. — Экологические риски по сравнению с той же солью при рассыпании камней значительно ниже. Впрочем, тут не все так просто — щебенку необходимо своевременно убирать, иначе она забивает водостоки. Делают это у нас, увы, не всегда. Также немаловажно, как использовать камень. В той же Финляндии измельченные камни высыпают на дорогу только вместе с горячей водой. Когда это сочетание замерзает, получается отличная шершавая поверхность.  

Разговор с московскими дворниками подтвердил наши опасения. Главным дополнением к гранитной крошке у столичных коммунальщиков стал не кипяток или нагреватель для камня, а ведро, в которое насыпают щебенку. Дворники за неимением ничего лучшего просто ходят и разбрасывают гравий, как сеятель у Остапа Бендера — облигации госзайма.  

— В ведро к измельченным камням мы добавляем немного соли, — признался “МК” один столичный дворник. — Для верности.  

Видимо, от старых привычек трудно отвыкнуть. После всех разговоров о вреде соли ее продолжают использовать, пусть и в меньших количествах. А какие правила использования гравия есть в Москве?  

— При обледенении покрытия тротуаров, остановок и прочих пешеходных зон должны быть обработаны щебнем фракции 2—5 мм и определенной плотности, исключающим скольжение во время движения пешеходов, — говорит начальник дорожной инспекции Объединения административно-технических инспекций города Елена Воропаева. — Других специальных требований к обработке пешеходных зон щебнем нормативными документами не предусмотрено.  

Получается, что хорошую западную идею использовали лишь наполовину. Причем на неэффективную, ведь без ухищрений, позволяющих крошке закрепиться на поверхности, толку от нее мало.  

Справедливости ради надо отметить, что гранитная крошка все-таки лучше соли. Это признают как официальные власти, так и независимые эксперты.  

— Соль очень негативно действовала на обувь горожан, а также на лапы животных, — рассказали “МК” в пресс-службе Департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы, — а крошка в этом отношении нейтральна. Однако нужно понимать, что два эти противогололедных средства действуют по-разному. Соль растапливала лед, камень сделать этого все-таки не может. И еще: если вам не нравится обработка тротуаров, вы можете пожаловаться по телефону 912-16-28.

Олег АДАМОВИЧ.

А КАК У НИХ?

С гололедицей в Европе борются гравием и реагентами. В Англии дороги посыпают песком и солью, которую в этом году пришлось дополнительно импортировать по цене в 300 фунтов за тонну. Не лучше обстоят дела и в Германии, которая также борется с гололедицей при помощи специальной соли. “Обычно на зиму мы запасаем приблизительно 100 тысяч тонн соли, но на этот раз мы уже использовали около 150 тысяч тонн”, — жалуется пресс-атташе нижнесаксонского министерства транспорта Кристиан Будде. Дабы сохранить как можно дольше запасы спасительных средств, в различных регионах Германии начали смешивать соль с песком в пропорции 1 к 4. Многие европейцы призывают прекратить использование технической соли для борьбы со льдом. Однако песок выйдет городским властям гораздо дороже. В качестве альтернативы ежегодного нанесения вреда почве инициативные граждане Испании предлагают покрыть большинство улиц городов специальным шероховатым настилом.  

Реагентами посыпают улицы и в США. Как и в Европе, в некоторых северных и северо-восточных штатах уже поговаривают о слишком быстро сокращающихся запасах антигололедных реагентов. Обрушившиеся на Нью-Йорк метели вынудили городские власти прописать большинству авеню “солевую диету”. Ведь соль, которую в основном импортируют из Чили, — единственное эффективное средство в борьбе с гололедицей и снегом. В некоторых штатах, например в Висконсине, периодически переходят к частичному использованию песка, однако он показывает себя как средство менее эффективное.

Наталья СТЕПАНОВА.