Проезд на выживание

Ездить зайцем в электричке становится все опаснее для жизни

Ездить зайцем в электричке становится все опаснее для жизни

тестовый баннер под заглавное изображение

Несмотря на все заверения, что кризис кончился, что инфляции нет, а жить с каждым днем лучше, денег у людей становится меньше. Многие жители Подмосковья остались без работы, у других снизили зарплаты, но кормить себя и детей все равно надо. Выход — экономия на всем, в том числе и на проезде общественным транспортом. И хотя железнодорожники поумерили свои аппетиты, чуть не приведшие к массовым протестам, количество зайцев за последний месяц возросло в разы.

Прыг, прыг, прыг — задорно скачут граждане как молодые, так и старые через турникеты, прорываясь к выходу с платформ. Кто не в силах прыгать, пытается пролезть внизу, худые — просочиться через щель между турникетными створками или дырами в ограждении. Люди помассивнее прут на преграды как на амбразуру, грудью, авось не выдержит. Ловкая молодежь, не раздумывая, берет высоту метра в два — забор вокруг платформы. Бесплатный фитнес перед работой и учебой, вечером же — в обратную сторону, чтобы взбодриться, это если повезет.

На самом же деле конец у этих “веселых скачек” может быть грустный. Транспортные следователи считают, что рост тарифов на железнодорожные перевозки стал одной из причин роста числа погибших под колесами поездов в московском регионе.

Ужасная трагедия произошла в Звездном городке на прошлой неделе. Как рассказали свидетели, молодой парень примерно 17—18 лет был в наушниках от плеера, поверх которых еще надел и капюшон. Когда он начал переходить пути рядом с платформой, свидетели трагедии начали кричать ему о приближающемся поезде, но он ничего не слышал. Молодой человек погиб мгновенно, приехавшие медики уже ничем не могли ему помочь и лишь констатировали смерть.

— Зайцы не соблюдают элементарные правила безопасности, — рассказывал глава Московского межрегионального следственного управления на транспорте СКП РФ на недавней пресс-конференции. — В 2009 году на объектах Московской и Восточной железных дорог погибли порядка 3 тысяч человек. В прошлом году было возбуждено в три раза больше дел о нарушениях правил безопасности на железнодорожном транспорте, чем в 2008 году.

На Белорусском вокзале нелегальный путь к пригородным поездам начинается на решетке, на высоте третьего этажа. Но судя по тому, как лихо его преодолевают безбилетники, все они здесь не новички. Есть своя тропа и у Савеловского вокзала. Там безбилетники откровенно рискуют жизнью, так как несколько десятков метров им приходится идти непосредственно по путям. Приезжающие на Ярославский вокзал сразу делятся на два почти одинаковых потока: безбилетники идут в сторону хвоста состава, где тоже у них есть своя лазейка.

Одна из самых опасных троп на станции Лосиноостровская — на узком выступе за ограждением два человека уже не разойдутся. Да и пройти по нему без сноровки довольно сложно, поэтому многие идут прямо по путям. Напомним, в конце февраля на станции Тушино погиб безбилетник, не успевший запрыгнуть с путей на платформу. В результате ЧП были задержаны семь поездов.

Кстати, в середине февраля этого года на станции Савёлово в городе Кимры случился конфуз. Там задержали сразу семь местных жителей, которые попались с поддельными проездными документами. Все члены “шайки”, в которую входили пенсионеры по инвалидности и участники боевых действий, использовали поддельные справки, которые Пенсионный фонд мог бы им выдать и законным образом. Выяснилось, что использовать фальшивки они были вынуждены, потому что воспользовались монетизацией льгот и, стало быть, утратили право бесплатного проезда. От хорошей жизни?

Для борьбы с безбилетниками на вокзалах устанавливаются новые турникеты, через которые невозможно перепрыгнуть и проскочить, а в каждом вагоне поездов, следующих по маршруту Москва—Тверь, зайцев ждут контролеры. Начавшейся “охотой” недовольны не только сами нарушители, но и пассажиры с билетами. По их словам, контроль ужесточается, и тарифы растут, но комфортнее электрички не стали.

— Я хочу обратиться к обществу защиты прав потребителей, — горячится пассажир Николай Васильевич. — Когда человек покупает билет на электричку, он вступает в определенные отношения с железнодорожниками. Купив билет, он свои обязанности по договору исполняет. Но когда железнодорожники произвольно меняют расписание, отменяют поезда — они нарушают свои обязательства перед пассажиром и за это должны нести ответственность: человек пришел на платформу ко времени поезда — поезд придет позже, может, на час, полтора. Человек несет потери. Сам езжу регулярно на электричках Ленинградского направления.

Полный бардак, — возмущаются пассажиры, — на каждый день висит список отмен, замен и т.д. Никакой ответственности перед гражданами. Помнится, при советской власти была социальная политика. Общественный транспорт — копейки. Электрички ходили часто и по расписанию, отмена — редкое явление. И не строили вокруг станций загоны для слонов — борьба с безбилетниками. Посмотрите, какое столпотворение на Ленинградском вокзале, когда приходит электричка! А куда смотрит МЧС — сколько людей будет подавлено — всем надо выйти через узкий проход.

Нет комфорта и порядка в следовании электропоездов? Железнодорожники, в свою очередь, объясняют, что зайцы, а с ними и честные пассажиры сами виноваты: именно недоплаченных ими денег не хватает на обустройство составов.

С 2010 года за пересечение одной транспортной зоны в Подмосковье приходится платить не 14, а 16,5 рубля (подорожание на 17,9 процента), а в Москве — не 22, а 26 рублей (18,2 процента). Хотелось бы, чтобы в кризисные 2009—2010 годы россияне могли бы надеяться на некоторое снисхождение. Во-первых, темпы инфляции замедлились до 8,8 процента. Во-вторых, реальные зарплаты у многих снизились из-за экономического спада, а многие вообще остались без работы. В таких условиях платить за электрички из ближайшего Подмосковья в Москву по 50—70 рублей в один конец для них оказалось просто невозможно.

Дело в том, что в конце января вступили в силу новые правила установления тарифов. Теперь они складываются из двух величин: единого тарифа по Москве в 26 рублей и зонного тарифа по Подмосковью. Раньше единого тарифа по столице не было — стоимость билета зависела от того, сколько зон проехал пассажир. Учитывая, что еще надо купить билет в метро, а некоторым и на наземный транспорт, получается, что за день пассажиру нужно заплатить не меньше 100—150 рублей. Приблизительно по три тысячи в месяц.

Чиновники любят сравнивать цены на наземный транспорт в России и в Европе, где одна поездка на автобусе или метро может стоить в пересчете на российские деньги больше 100 рублей. Однако при этом забывается, что стоимость проезда на метро и на наземном транспорте в Западной Европе обычно синхронизирована: если заплатил один раз за метро, в автобус можно пройти по тому же билету. Да и зарплаты в Европе не наши… Голь на выдумки хитра, вот и скачут люди под электрички, плюя на безопасность.

В начале каждого года в России традиционно повышаются все базовые тарифы, вне зависимости от общеэкономической ситуации в стране и того, какую помощь государственные компании получили из бюджета. В январе-феврале дорожают наземный транспорт, метро, телефон, газ, свет и другие услуги ЖКХ, причем чаще всего повышение тарифов обгоняет инфляцию. Представители РЖД из года в год объясняют повышение тарифов необходимостью вкладывать огромные средства в ремонт путей и модернизацию подвижного состава.

Бить РЖД рублем — метод действенный. Во всяком случае железнодорожники признали, что не в состоянии уменьшить количество безбилетников из-за несовершенства правовой базы. По их мнению, до 30 процентов пассажиров пригородных поездов ездят без билетов. Такая статистика, впрочем, вызывает большие сомнения: стоит хотя бы раз посмотреть, как штурмуются московские вокзалы по утрам в будни, чтобы понять, что в часы пик зайцев чуть ли не половина. К ним еще к тому же добавляются те, кто платит за проезд лишь частично — то есть покупает билет, но не до своей станции, а до ближайшей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру