Гагарин — замечательная птица

Слетав в космос, первый космонавт стал Заслуженным мастером спорта

В 49-й раз 12 апреля становится праздничным днем. За эти почти полвека мы уже привыкли к внеземным подвигам наших сограждан, нас стало трудно удивить новыми космическими достижениями, — Еще бы! Вон на орбите крутится целый дом-лаборатория, где “в режиме “нон-стоп” месяцами работают и живут астронавты и космонавты из разных стран! Совсем иные ощущения испытывал народ в апреле 1961-го. Отголоски того всепоглощающего торжества сохраняют старые страницы “МК”.

Профессиональное журналистское чутье, (а, может быть, и хорошо налаженные связи в среде “космических” ученых) не подвели сотрудников столичной “молодежки”. — Буквально за неделю до полета Ю. Гагарина, 5 апреля 1961 г. “Московский комсомолец” опубликовал большую статью “Человек шагает в космос”, в которой крупнейший советский специалист-психиатр академик Е. Попов рассуждал о влиянии космических полетов на человеческую психику: “…Конечно, профессия астронавта — одна из самых опасных, и все-таки у нас нет никаких оснований утверждать, что человеческая психика не выдержит условий космического полета…”

В газетный номер, сверстанный “по горячим следам”, в день первого за всю историю космического путешествия человека, редакция успела включить “отклики с мест”. Благодаря им можно узнать, каких же самых первых почестей и “мер по увековечиванию” был удостоен Юрий Гагарин.

“МК” 13 апреля 1961 г.:

“Рабочие и инженерно-технический состав работников комсомольско-молодежного управления №6 треста Мосстрой №1 на общем собрании строителей избрали Юрия Гагарина Почетным строителем комсомольско-молодежного управления.”

“…Когда по радио передали сообщение о космическом полете, в Раменском горкоме ВЛКСМ происходила церемония вручения комсомольских билетов. Туда оперативно вложили вкладыши: “Комсомольский билет вручен в день полета первого человека в космос. 12 апреля 1961 г.”

По случаю небывалого космичесого события в пятницу, 14 апреля вышел даже внеочередной номер столичной молодежной газеты (в ту пору “МК” выпускали 4 раза в неделю). Почти весь он посвящен “героическому прорыву советского народа к звездам”.

“Приказ Министра обороны. В ознаменование первого пилотируемого полета в космос 14 апреля сего года произвести салют двадцатью артиллерийскими залпами в Москве, столицах союзных республик, Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе…”

“…На Дулевском фарфоровом заводе выпустили памятную вазу, которую решено преподнести Юрию Гагарину…”

“…“От какого русского слова происходит фамилия “Гагарин”? — спросил один из иностранных студентов. И, узнав, что это название птицы, сказал: — О! Мистер Гагар — замечательная птица!”

“МК” 17 апреля 1961г.:

“За выдающееся в истории человечества достижение и установление первых мировых рекордов в космическом пространстве Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР присвоил Гагарину Ю. А. почетное звание “Заслуженный мастер спорта СССР”.”

“МК” 18 апреля 1961 г.:

“Выпускники Тучковской средней школы Рузского района на общем собрании решили поехать на целину и основать там молодежный совхоз им. Ю. Гагарина…”

В первые же дни после орбитального полета на Москву обрушился вал писем-заявлений от желающих принять участие в штурме космического пространства. Люди писали в Кремль, в Академию Наук, в Планетарий, в Астрономический институт… Часть этих писем была опубликована на газетных полосах.

“Москва, исследовательский институт Академии наук СССР, профессору лично в руки. Дорогой профессор! Я, Шумакова Антонина Петровна, хочу полететь в спутнике в сторону Луны. Работаю на механическом заводе на “Казахстанской магнитке”. Здоровье отличное.”

“В Москву, в Кремль, до дорогого нашего Микиты Хрущова. Дорогой Микита Сергеевич! Я до вас с огромной просьбою: когда будете посылати следующий корабль-спутник, то нехай не сажают туда каких-то животных. Пришлите за мной, на мой адрес. Я спокойно сяду в кабину корабля и зроблю разведку космоса. Я хочу помочь советским людям, бо я советска жинка. Драчук А. К., Львовская обл., с. Загорное”

“Уважаемые товарищи из Академии наук СССР! Я, вьетнамский юноша, хочу, чтобы вы разрешили мне стать членом экипажа космического корабля. По состоянию здоровья и духа я могу выполнять любые поручения. Владею специальностями литейщика, электромонтера, слесаря, рыбака, маляра. Буй Нгок Шен, Ханой.”

“Академия наук СССР. Прошу записать меня в очередной рейс в космос. Хочу лететь на корабле-спутнике на Луну, Венеру и другие планеты. Хочу лететь в космос для блага советского человека. Зайцев Борис, Краснодарский край, с. Хаджох.”

А вот 47-летняя москвичка, предлагая себя на роль космонавта, попросила не называть публично ее имени: “Ни шумихи, ни славы мне не нужно. Мое желание вызвано единственно тем, чтобы оказать хоть небольшую пользу человечеству и не подвергать при этом риску молодых…”