Тайные ходы российской власти

Корреспондент “МК” вместе со специалистами углубилась в самое сердце России

Корреспондент “МК” вместе со специалистами углубилась в самое сердце России
Графика Ивана Скрипалева.

Легенды о кремлевских подземельях ходят много веков. С тех самых пор, как взмыли к небу башни и стены Кремля. И подобно самому надежному стражу время хранило все эти тайны, которых с каждой новой эпохой становится только больше. Чего только не говорят о подземельях сегодня! И что под главной резиденцией президента есть целый ангар, где в случае ядерной войны первые лица государства смогли бы продержаться какое-то время. И что из Кремля по подземным ходам можно пробраться прямо в Белый дом (якобы так и ходят в гости друг к другу Медведев и Путин). И что там до сих пор сохранились древние темницы и сокровищницы… Корреспондент “МК” спустился в кремлевские подземелья, чтобы выяснить, что из всего этого правда, а что — вымысел.

 

 

Секрет кремлевского колодца


Рассвет — самое подходящее время для моего необычного путешествия. В нашей “команде” — археологи и историки, больше которых на сегодняшний день о Кремле не знает, пожалуй, никто. А место мы выбрали не случайно — именно в недрах Арсенальной башни (в ее нижнем ярусе) начинается подземный ход, по которому нам предстоит спуститься. Тяжелая железная дверь без единого скрипа открывается. Перед нами ведущие вниз белокаменные ступени. 

 


— Может, факелы зажжем? Наверняка они тут есть, — предлагаю я.  

 


— Ну мы же не в Средневековье, — отвечают историки. — Тут давно электричество проведено. Но кроме этой детали все осталось точно таким, каким было пять с лишним столетий назад. Это один из самых древних подземных ходов, сохранившихся до нашего времени. Потому удивительно, что он дошел до наших дней практически в первозданном виде. Белокаменные сводчатые потолки и стены, правда, недавно немного отреставрировали. Обратите внимание: здесь нет перил — только специальные углубления для рук. Между прочим, очень удобно.  

С замиранием сердца спускаюсь все ниже. Ход достаточно широкий, чтобы по нему шли рука об руку два человека. И совсем не мрачный (может, благодаря тому что все вокруг: пол, потолки, стены — белое). Но от осознания того, что ты глубоко под землей, как-то не по себе. Прохожу еще несколько метров и упираюсь в… стену. Оказывается (увы и ах!), что секретный спуск пересекает и обрывает фундамент кремлевского арсенала (гигантского здания, где хранилось оружие, амуниция), заложенного в 1703 году по указу Петра Великого.  

По словам археологов, скорее всего этот подземный ход вел от башни к арсеналу (маленькому строению) эпохи Ивана Грозного, расположенному рядом с Никольской башней. Возможно, через него снабжали порохом, ядрами башню во время осады.  

Тем временем мы с моими “провожатыми” пришли к... колодцу, до краев наполненному водой. Я глазам своим не верю: колодец, в Кремле?!  

— Его выкопали в Арсенальной башне в 1495 году, так что на сегодняшний день он самый древний в Москве, — “добивают” меня историки. — Колодец с питьевой водой позволил бы в случае осады продержаться несколько месяцев, ведь враг вряд ли бы подпустил обороняющих Кремль к Неглинке или Москве-реке.  

Я не могу упустить случая и пробую воду из колодца, которому 500 лет. Между прочим, это единственная подлинная кремлевская “голубая жидкость” — она ведь не проходит никакой системы очистки. Вкус воды очень приятный. Может, вода здесь целебная? Мои “гиды” пожимают плечами — сами они попробовать ее не решились. Сейчас колодцем никто не пользуется, но засыпать его не стали, и он теперь одна из тайных достопримечательностей Кремля.
 
Где прятали золото царей?

Через полчаса мы уже в цоколе самой очаровательной (выполненной в русско-итальянском стиле) башне Кремля — Водовзводной. Мы пришли сюда, чтобы посмотреть на уцелевшие фрагменты подземного хода, который соединял ее с Москвой-рекой. Правда, выясняется, что это не совсем ход в обычном понимании. Скорее огромная галерея, частично заполненная гравием (чтоб фильтрация была), по которой шла вода из реки и наполняла под башней огромные емкости. А дальше специальный механизм (отсюда и название башни) закачивал воду в верхний ярус, откуда она уже по трубам доставлялась в великокняжеские палаты. Кстати, таким же путем заполнялся огромный бассейн и орошались расположенные на крыше великокняжеского дворца сады. Лезть в галерею мы не стали — ее ведь расчищать надо, да и шансов, что она сохранилась на всем своем протяжении, практически ноль.  

Наш новый “пункт назначения” — Троицкая башня. Между прочим, ее в свое время, как и Спасскую, считали крепостью в крепости. Если бы враг захватил всю территорию Кремля, можно было бы укрыться в одной из этих башен и вести оттуда оборону. Как минимум пару месяцев точно продержаться бы удалось. Так что наверняка под Троицкой башней спрятаны целые хоромы.  

— Вы угадали, — говорят мои “гиды”. — Там действительно, по свидетельству знаменитого археолога XIX века князя Щербатова, находились обширные подземные палаты. Они были построены в 1490-х годах одновременно с башней. Попасть в них можно было только через каменные люки, которые задраивались.  

По словам очевидцев, по сути, под землей было два этажа. На “минус первом” две белокаменные палаты и на “минус втором” две точно такие же по размеру. Причем попасть с одного этажа на другой можно было только через люк, который закрывался каменной “пробкой” в потолке.  

Что же это за странные помещения? По описанию они похожи на тюремные камеры. И долгое время действительно считалось именно так. Но современные историки в лице авторов книг о Московском Кремле придерживаются иного мнения.  

— Держать огромные помещения ради пары заключенных вряд ли бы стали, — рассуждает советник директора ФСО доктор исторических наук Сергей Девятов. — Теоретически туда можно посадить и два десятка узников, но тогда теряется смысл уникальной тюрьмы. Да и вообще для темницы все это слишком нефункционально. Здесь скорее всего была сокровищница великих князей и царей. Кремль ведь часто горел (пожары в то время вообще были настоящим бичом Москвы). А в этих палатах под землей ценности легко можно было спасти и от огня, и от других неприятных неожиданностей.  

— А они сохранились? Что там сейчас? Может, ценности Гохрана? — забрасываю вопросами историков.  

— Без комментариев.  

Что ж, должны же в Кремле остаться какие-то тайны...
 
Как в Кремле подрывали “слухи”

— Многие подземные коммуникации и сооружения связаны с тем, что Кремль изначально строился (это было в 1480—1490-е годы) как самая мощная в Европе крепость, — поясняет Сергей Девятов. — А с 1508 года Кремль и вовсе превратился в остров. Помимо Неглинки, Москвы-реки и системы запруд со стороны Красной площади Кремль оказался отгорожен еще и 30-метровым Алевизовым рвом, наполненным водой.  

Историки подводят меня к “зубцам” и объясняют, что под землей, когда ставили крепостные стены, сразу создали инженерную систему передовых и предмостных укреплений.  Под землей проходили фортификационные колодцы и длинные горизонтальные галереи (их называли “слухи”). Ведь одним из способов штурма древних крепостей было подведение порохового заряда под стены и башни. Враг рыл под землей ход, чтобы пробраться по нему поближе и... рвануть бочки с порохом! Дабы стены разлетелись по кирпичику. Но на эту хитрость обитатели цитадели придумали свою: закладывали ходы со стороны Кремля, с помощью которых слушали (отсюда и название “слухи”), где ведется подкоп неприятелем. И как только ходы с разных сторон сближались, защитники Кремля подрывали “слух”, благодаря чему автоматически уничтожался вражеский подкоп. Так что из-под кремлевских стен выходит множество подземных ходов-слухов. Некоторые из них расположены на довольно большой глубине — 18—20 метров. В свое время часть “слухов” даже выходила за пределы Алевизова рва и простиралась за пределы цитадели на десятки метров.  

— Теперь, наверное, пройдемся по “слухам”? — с нетерпением обращаюсь к своим “гидам”.  

— В том-то и дело, что там не пройдешь сейчас. “Слухи” остались, и теоретически можно к ним добраться. Но все они заилены, а их своды обрушены. Кстати, уже в XVII веке была сделана так называемая “опись порух” (разрушений). Так вот там отмечалось, что “слухи” в плохом состоянии. В эпоху перед наполеоновским нашествием был засыпан Алевизов ров, и, конечно, при этом пострадали ходы, ведущие через него на Красную площадь. За “слухами” перестали смотреть, подчищать их, вкладывать в них деньги. Ну а восстанавливать их  не стали, поскольку нужды в этом никакой нет. Сейчас ведь под Кремль никому в голову не придет копать...  

Многие подземные ходы “самоликвидировались” в последние столетия. Такая участь постигла, к примеру, тайный лаз, который вел от Боровицких ворот к Неглинке (сейчас она в трубах проходит вдоль ограды Александровского сада). Изначально его создали для того, чтобы в условиях штурма можно было неожиданно высадить из-под земли десант для наведения “порядка” во вражеских войсках. Но в XVIII веке начали проседать своды белокаменных палат под Боровицкими воротами, и лаз завалило.  

Что касается подземных ходов, берущих начало во дворцах, с ними все тоже непросто.  

— Дворцы часто перестраивали, они горели, и потому понять, как шла вся система ходов, нереально, даже если раскопать весь Кремль, — говорят археологи. — Это будет лишь фрагментарный набор. А вообще самый простой способ автоматического уничтожения хода — это более позднее строительство.  

В доказательство мне показывают фотографию, сделанную в 1959 году во время строительства Государственного Кремлевского дворца. На ней запечатлен момент рытья котлована под новое здание, и отчетливо видно, что со стороны кремлевской стены идет большой подземный ход, свод которого выложен белым камнем. Таких ходов было как минимум три, и вели они от Потешного дворца под великокняжеский, что на Дворцовой улице. Скорее всего эти “следы” оставила скрытая от посторонних глаз ранняя эпоха русского гламура... Как бы там ни было, строительство ГКД все эти ходы нарушило.
 
Сюрпризы подземного замка

Мы направляемся к Тайницкому холму. Прямо на углу Большого сквера мои “гиды” останавливаются как вкопанные и загадочно улыбаются.  

— Тут начинается еще один ход? — пытаюсь угадать я.  

— Лучше. Под вашими ногами закопано целое трехэтажное здание.  

Я, конечно, всякое готова была услышать, но только не это. Вот уж Кремль действительно может удивлять до бесконечности. Что за здание? Кто закопал? Зачем? В ответ выслушиваю почти сказочную историю (кремлевская быль похлеще любой выдумки будет). Итак, сравнительно недавно — в конце XIX века — по указу императора Александра Третьего построили необычное здание. Сооружение тремя стенами вписали в холм. В итоге со стороны Москвы-реки были отлично видны все три этажа, а с другой — только крыша, которая служила постаментом для памятника Александру Второму Освободителю и... прогулочной площадкой. Здание было, мягко говоря, немаленьким — каждый этаж площадью 1000 кв.м! В 1918 году Ленин и его соратники велели памятник убрать. А в 20-е годы все здание сровняли с землей и сделали на этом месте кремлевский плац. Встроенное в холм сооружение разрушать не стали (это требовало огромных денег, а у молодой советской республики их не было). Так что его просто засыпали землей.  

— Если мы с вами сейчас копнем здесь, на свет божий вылезут стены, три этажа, причем целехонькие (видимо, пострадал только фасад), — спокойно говорят “гиды”. — Но трудиться придется долго.  

— А можно в него проникнуть как-то по-другому? Может, уже проделан лаз с поверхности? — с волнением спрашиваю я.  

— Увы, нет. Надо только копать.  

Как оказывается, никто с тех самых времен ни разу не пытался отрыть здание. Якобы потому, что дело это трудоемкое и затратное и с такой инициативой общественность ни разу не выходила. Эх, так ведь об этом удивительном факте никто не знал! Как говорится, пользуясь случаем, обращаюсь к кремлевским аборигенам: давайте откопаем этот замок (кстати, мы с моими коллегами готовы в прямом смысле взять лопаты в руки).  

Поразительно, но даже всезнающие историки из нашей команды боятся предположить, что может быть внутри. Вряд ли, конечно, там остались какие-нибудь сокровища (наверняка оттуда все более или менее ценное вынесли), но все же, все же... К тому же вдруг в самом здании или под ним есть тайные помещения, которые коммунисты найти в свое время не смогли? Вопросов больше, чем ответов.  

— А вдруг там кого-то живьем закопали? — спрашиваю я и ужасаюсь собственной мысли.  

— Ну это был бы перебор. Такого себе власть позволить не могла. А насчет трупов — археологи тут откопали недавно один, криминальный...  

Но провожатые, видя мои загоревшиеся глаза, уверяют, что находка эта хоть и интересная, но не такая уж удивительная. Вообще в Кремле все время идут раскопки, и все время археологи на что-то нападают. Вот и недавно в Нижнем Тайницком саду добрались до слоя XVI века. Обнаружили небольшие (размером 4 на 4) срубы и останки живших там людей. Один труп и был с темной историей. Молодой человек 18—20 лет боярского рода (судя по состоянию скелета, он хорошо кушал при жизни) погиб от удара ножом и был засыпан землей в подвале одного из домов. И спустя пять веков факты этого уголовного дела всплыли на свет божий. Так что все-таки тут есть чему удивляться! А еще во время последних раскопок в Кремле удалось найти две берестяные грамоты, включая одну большую, содержащую подробные духовные наставления и опись имущества.  

— С исторической точки зрения — это ценнейшая находка, которая говорит о высоком уровне образованности в Москве, о том, что традиция берестяного письма была повсеместно распространена у северных славян, — уверяют историки.  

А вот легендарная библиотека Ивана Грозного, по их словам, вряд ли спрятана в подземельях Кремля. В свое время (особенно в 30-е годы) ее долго разыскивали. Перекопали бог знает сколько территории, и все напрасно. Впрочем, есть историки, которые убеждены, что она точно здесь. Дожидается своего “звездного” часа.
 
Бомбоубежище для Сталина

Мы направляемся на Ивановскую площадь, прямо поперек которой, оказывается, проходит множество подземных коммуникаций. Большинство из них относится к категории простых и прозаичных: это система канализации и водоснабжения. Удивительно в них лишь то, что сохранились они с дремучих времен — были построены еще в эпоху Дмитрия Донского и Ивана Калиты.  

— Их следы и сейчас существуют, и их легко можно обнаружить при раскопках или во время строительных работ, — говорят мои провожатые. — Но пройти по ним невозможно из-за сильных обрушений.  

Зато под каждым стоящим на Соборной площади собором прекрасно сохранились и сегодня вовсю используются подземные помещения, которые по объему зачастую больше “наземной части”. Взять, к примеру, знаменитый Архангельский собор. Устроенные в его подвале склепы великих князей уходят за периметр храма и вглубь почти на десяток метров. Именно поэтому приходится все время подпирать стены, чтобы они не обрушились. Зато сами музейные подземелья, поверьте мне на слово, оборудованы по последнему слову техники. Здесь все время поддерживаются определенные температура, влажность, воздухообмен. Подземных коридоров, которые бы соединяли соборы, скажем, с 14-м корпусом или БКД, вроде бы нет. Но разве можно за что-то ручаться в таком необычном и загадочном месте, как Кремль?  

Мой вопрос, существует ли все-таки ход в Белый дом, заставляет археологов невольно улыбнуться:  

— Ну сами подумайте, прокопать столько было бы нереально. Зато очень интересный ход должен был вести к Кремлю от Пашкова дома (нынешняя Российская государственная библиотека) постройки архитектора Баженова. Пашков дом знаменит тем, что стоит к Кремлю... задом — парадный заезд в него со стороны Староваганьковского переулка. Когда Баженов его строил, он умудрился попасть в немилость к Екатерине Второй и таким образом высказал свое “фи” императрице. Так вот во время реставрации помещения внутренних дворов наткнулись на огромную шахту глубиной больше 20 метров. Еще в начале 90-х ее вскрыли и расчистили. Эксперты пришли к выводу, что это незавершенное строительство подземного хода скорее всего именно в Кремль. Причем лаз этот начали делать в те времена, когда подворье принадлежало Малюте Скуратову. Соответственно, по его поручению. Почему строительство так и не довели до конца — загадка.  

— Планируется доделать этот ход? — задаю вопрос археологам.  

— Ну что вы! Зачем? Это никому не нужно. Ту шахту законсервировали.  

— А существует ли сейчас действующий подземный выход из Кремля за пределы его территории?  

— Много раз разбирались сводчатые замуровки, и найти такой выход, который был бы не завален, оказалось невозможно. Хотя есть свидетельство одного из столичных архитекторов, которому якобы это удалось. Он утверждал, что после штурма Московского Кремля в 1917 году попал сюда со склона холма в Александровском саду через специальный тайный лаз и осматривал повреждения после артобстрела (Кремль несколько раз переходил из рук войск Временного правительства в руки Красной гвардии и обратно). Но сегодня, вероятно, лаз уже не существует.  

Слухи о том, что в Кремле есть какие-то гигантские убежища, ходили всегда. Некоторые даже считают, что там целый подземный город. Но мои “гиды” уверяют, что, к сожалению, ничего подобного нет. По их словам, даже к началу Великой Отечественной войны Кремль оказался не подготовлен и там не было бомбоубежища для Сталина. Его строили на одной из площадей Кремля в авральном режиме, и появилось оно в 1942 году, когда налетов фашистской авиации уже практически не было. Так что его не использовали. Это бомбоубежище в 50-е годы демонтировали.  

Впрочем, в Кремле есть где сегодня спрятаться на случай атаки. Сохранились (пусть и в измененном виде) подбатарейные помещения. Они не носят характера разветвленных коридоров, достаточно компактны. В XIX веке там были заменены перекрытия. Есть еще двухъярусные подвалы Арсенала, где сейчас располагаются складские помещения. Но можно ли там спастись — трудно сказать. Ведь обстрел из древних орудий и современной системы массового уничтожения — вещи принципиально разные. Так что лучше жить в мире. И спускаться под Кремль только на экскурсии.

P.S. Ко Дню Победы вышли две книги “Московский Кремль” и “Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны”, которые объясняют многое из невидимой глазом жизни Кремля. Меж тем здесь множество тайн, и не только под землей. Несколько дней назад найдены замурованные иконы в киотах на Спасской и Никольской башнях. На Спасской — изображение Спасителя в полный рост, держащего в руке открытое Евангелие. На Никольской — образ Николая Чудотворца, известный в русском народе как образ Николы Можайского. В его правой руке поднятый меч, в левой — символическое изображение града, защищенного стеной. Именно эти иконы незримо благословляли те советские войска, которые проходили по Красной площади и шли сразу на защиту земли русской. Мы отдельно расскажем об обретении священных реликвий. Пока же поздравляем ФСО России, поскольку Никола Можайский является небесным покровителем госохраны России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру