Россия постепенно отходит от дымократии

Но жизнь у курильщиков по-прежнему легче, чем у некурящих

Но жизнь у курильщиков по-прежнему легче, чем у некурящих
Средний уровень загрязнения воздуха в мг на куб.метр
Международный день борьбы с курением — 31 мая — год от года отмечается в России по нарастающей. 20 лет назад его рассматривали скорее как курьез. А сейчас вся Москва увешана билбордами с призывами начать новую жизнь, по телевизору идут сюжеты о героях, бросивших курить, в Интернете работают специальные порталы. Но о значимых результатах говорить пока рано. В столице созданы все условия для комфортной жизни курильщиков.

Найти в Москве общественное место, где можно было бы спастись от сигаретного дыма, сложнее, чем стрельнуть сигарету в лесу. Даже в специальных зонах для некурящих, которые появились в некоторых ресторанах, кафе и барах, концентрация табачного дыма слишком высока. Это доказали последние исследования, которые проводили эксперты Российской антитабачной адвокативной коалиции (РААК). Они на протяжении двух лет периодически замеряли уровень дыма в ресторанах и кафе. В одном из экспериментов участвовало несколько десятков волонтеров, которые сами не курят и очень чувствительны к дыму (у многих на него аллергия). Они оценивали, пахнет ли табаком и насколько сильно, а еще опрашивали посетителей. Кроме того, воздух анализировали специальными приборами, которые показывают как общий уровень загрязнения в помещении, так и загрязнение собственно табачными смолами. Оказалось, что даже если зоны для некурящих расположены на другом этаже и там есть двери и собственная очень мощная вентиляция, дым все равно туда проникает.  

— Его концентрация там в среднем всего лишь на 30% меньше, — говорит автор исследований руководитель РААК Кирилл Данишевский. — Это мелочь. Вот представьте, к примеру, такую картину: перед вами сидели и курили 30 человек, а потом 7 ушли и теперь курит 23. Разве это менее вредно для вас?  

А все это потому, что двери в кафе негерметичны и система вентиляции справиться с задачей не может. Ведь чтобы полностью устранить табачный дым, вытяжка должна быть такой силы, что она засасывала бы салфетки и тарелки со столов. Это, ясное дело, нереально.  

— Мы доказали, что зона для некурящих — это то же самое, что отдельная дорожка в бассейне для тех, кто не писает, — продолжает Данишевский. — С той только разницей, что воздух перемешивается гораздо быстрее, чем вода. Не случайно в некоторых ресторанах различия по степени загрязнения зон для курящих и некурящих вообще отсутствовали. Как такового сигаретного запаха люди могут не чувствовать из-за того, что он расслаивается, но максимальный вред от него все равно получают.  
По словам Кирилла, люди вдыхают в основном боковой поток табачного дыма, который в 20 раз токсичнее, чем тот, что попадает самому курильщику в легкие. И если кто-то закурит в ресторане, то каждый из сидящих в зоне для некурящих (как бы далеко она ни располагалась) отравит организм сильнее, чем он сам. Несправедливо, однако! Выход из этой ситуации борцы с никотином видят только один — полный запрет на курение в точках общепита. Кстати, они убеждены, что это не приведет к потере прибыли их владельцев, а наоборот, повысит ее на 5%. Ведь, по мнению РААК, многие семейные пары с детьми не ходят сюда как раз именно потому, что не хотят травиться никотином.  

Любопытно, что рестораторы с этим категорически не согласны и результаты самого эксперимента ставят под сомнение.  

— Если в ресторане просто сажают курящих слева, а некурящих справа, это одно, а зоны — это совсем другое, — уверяет вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) России Александр Иванов. — Но недоработки в этом отношении, согласен, сегодня есть. Мы считаем, что владелец заведения вообще должен принципиально решить — курят здесь или нет. И обязательно известить об этом посетителей — скажем, вывеской на входе. Если он хочет, чтобы были разные зоны, то должен создать для этого специальные условия. И ФРиО сейчас занялось разработкой методических указаний, которые помогут в этом деле. Можно использовать, к примеру, особые воздухозаборники. В этих указаниях пропишем даже, как должны работать в разных зонах официанты, дадим рекомендации, как предельно деликатно выяснить у клиента, курит тот или нет. Или вот, к примеру, что делать, если молодой посетитель попросил продать ему сигареты? По закону, с одной стороны, спрашивать паспорт у него официант не имеет права, с другой стороны, продажа несовершеннолетним табачных изделий карается штрафом. В таком случае мы советуем сообщить клиенту, что гласит закон, а там уж пусть он сам решает — показать документ и получить сигареты или нет. Но мы категорически против того, чтобы притеснять курящих, загонять их в каморки 3 на 3 метра.  

Но если посетитель ресторана может в любой момент покинуть затянутое сизым дымом заведение, то у некоторых такого выбора просто нет. Это касается в первую очередь заключенных. Не секрет, что в камерах большинство арестантов курит. И много. И обычно без фильтра. Их сокамерники — пассивные курильщики — получают ежедневно убойную дозу токсинов. В том числе и поэтому за решеткой высок процент заболеваемости болезнями легких. Но решить эту проблему не могут даже в продвинутых европейских СИЗО и тюрьмах, что уж говорить о российских, где и кондиционеров-то нет. Но ситуация, вероятно, скоро изменится. И первооткрывателями здесь станут чекисты. Уже готов приказ ФСБ о порядке содержания в изоляторах при пограничных органах (тех самых, где ждут решения своей участи контрабандисты, диверсанты и нелегалы). В новом документе четко прописано — в ИВС должны быть камеры для курящих и для некурящих.  

Меж тем в столичных СИЗО тоже решили идти в ногу со временем. Здесь планируют оказывать всяческую помощь и поддержку арестантам, которые решат бросить курить. Правда, непонятно пока, в чем это выразится. Может, медики им дадут правильные рекомендации. А может, “за счет заведения” таким сидельцам предоставят килограмм конфет или семечек — чтоб могли отвлечься от “никотиновых” мыслей. Глядишь, когда-нибудь в далеком светлом будущем некурящих осужденных будут раньше других освобождать условно-досрочно.  

А пока ученые не устают доказывать, что табачную зависимость легко победить одной только силой убеждения. Та же Российская антитабачная адвокативная коалиция провела необычный эксперимент.  

— Мы набрали 9 добровольцев, — рассказывает Кирилл Данишевский. — Это были мужчины и женщины в возрасте от 20 до 35 лет, которые давно и много курят. Причем избавиться от никотиновой зависимости они уже не раз хотели, но ничего не получалось. Так что в нашем эксперименте они сразу согласились принять участие, хотя были настроены очень скептически. Мы пригласили их в комнату, где стояло множество осциллографов. Приборы были соединены между собой проводами, а веревкой привязали к ним обычную батарейку на 4,5 вольта (для интриги ее замотали бумагой). Так вот мы предложили молодым курильщикам лизнуть батарейку. Уверяли, что после этого сигареты перестанут приносить им удовольствие.  

Добровольцы лизнули. И после этого семеро действительно перестали получать наслаждение от курения, а двое и вовсе отказались от вредной привычки. С момента эксперимента прошел месяц, и никому из них до сих пор не говорили, что, по сути, проверили на них работу “эффекта плацебо” и что батарейка сама по себе никак не могла повлиять на их желание бросить курить.  

Как выяснилось по ходу начатой в 2009 году кампании “Здоровая Россия”, огромное количество людей в стране хочет, но не может бросить курить. Из 30 тысяч звонков, ежемесячно поступающих на “горячую линию” по вопросам здорового образа жизни, 95% относятся к теме табакокурения. И половина позвонивших интересуются методами отказа от него. Притворившись заядлым курильщиком, обозреватель “МК” тоже позвонил по телефону 8-800-200-0-200 (звонок по России бесплатный). Сначала меня протестировали: к примеру, спросили, сколько времени проходит с утра до первой сигареты и что сложнее — отказаться от утренней сигареты или от вечерней? По итогам вышло, что зависимость средней тяжести, но надо бросать срочно, ибо впоследствии могут разрушиться зубы, появиться ранние морщины и развиться очень страшные заболевания.  

— Через 20 минут после бросания у вас нормализуется пульс, через месяц придут в норму легкие и вам станет легче дышать, но вот никотин из организма выведется только через десять лет, — предупредили меня. — Поэтому чем раньше вы бросите, тем лучше для вас же.  

Потом предложили прийти в один из центров здоровья (в моем округе их оказалось два), где можно бесплатно пройти полную диагностику, оценить функции легких, проконсультироваться у врача, получить индивидуальную программу отказа от курения и даже позаниматься лечебной физкультурой.  

Стоит отметить, что в 2009 году в России запустили интернет-портал о здоровом образе жизни, где на специальной странице можно почитать рекомендации, как легче бросить курить, узнать о чужом опыте, поддержать других бросающих и даже скачать специально разработанную программу, которая поможет отказаться от курения. Персональные рекомендации по отказу от курения можно получить и в российских центрах здоровья (адреса можно узнать, позвонив на вышеназванную “горячую линию”). В любом случае даже одноразовая консультация с врачом повышает ваши шансы бросить курить до 30%.  

Сегодня в арсенале врачей есть множество медикаментозных средств в помощь курильщикам. Препараты никотинзаместительной терапии выпускают в виде таблеток, жвачек, пластырей, даже ингаляторов. Они содержат небольшую дозу никотина, давая возможность отвыкать от него постепенно. По мере лечения дозу постепенно уменьшают, вплоть до полной отмены.  

Есть современные препараты другого действия: способные блокировать никотиновые рецепторы. В случае их применения даже если человек “сорвется”, то, закурив, не испытает прежнего удовольствия. Так что выбор остается за теми, кто решил бросить.

ФОТО


СПРАВКА "МК"

38 человек в час умирает в России от курения. Каждый год Россия теряет свыше 400 тысяч человек из-за болезней, обусловленных табакокурением. Риск развития атеросклероза у курящих пациентов почти в 1,5 раза выше, чем у некурящих. Вероятность летального исхода при атеросклерозе и риск развития инфаркта миокарда прямо пропорциональны количеству выкуриваемых сигарет. А смертность среди курильщиков средних лет в три раза выше, чем среди некурящих. По мнению завкафедрой пульмонологии Государственного института усовершенствования врачей МО РФ Александра Синопальникова, влияние курения на легкие человека можно сравнить с редким заболеванием — синдромом Вернера, или синдромом преждевременного старения у взрослых. Легкие человека достигают максимальных спирометрических характеристик в 18 лет. А далее ежегодно человек теряет около 20 мл от объема выдоха за первую секунду. При естественном “старении” легких человек мог бы прожить до 130—140 лет. Легкие курильщика преждевременно стареют и теряют 60—80 мл объема выдоха за первую секунду в год. Спасти больного от падения легочной функции, инвалидизации и смерти может только отказ от курения. Через 3 месяца после отказа от курения улучшаются функции внешнего дыхания. Через год риск развития ишемической болезни сердца снижается на 50%. Через 5 лет риск развития инсульта снижается до уровня никогда не куривших людей. Через 15 лет риск развития ишемической болезни сердца снижается до уровня никогда не куривших людей.  

Большинство считает, что бросить курить можно лишь с помощью силы воли. Но статистические данные говорят о том, что только 3—5% курильщиков способны самостоятельно справиться с этой привычкой. Всего же в России курит почти 50% населения, 48% беременных россиянок также предпочитают не расставаться с вредной привычкой. Россия — единственная развитая страна в мире, где количество курильщиков с каждым годом продолжает расти.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру