Руби проспект!

Москву чуть не объединили с Ленинградом

“ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР считают, что при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей…” Эта формулировка стала ключевой в решении, принятом “советскими верхами” ровно 75 лет назад. Тогда, 10 июля 1935 г., был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы.
Москву чуть не объединили с Ленинградом
Работы по расширению ул. Горького в полном разгаре. Автор фото: Наум Грановский.

Попытки подготовить план радикальной “модернизации” столицы Страны Советов предпринимались и раньше. Один из таких проектов, подготовленный архитектором Н.Ладовским (но не утвержденный в итоге “руководящими инстанциями”), предполагал, например, деформировать традиционную радиально-кольцевую систему улиц города и превратить Москву из “круга” в этакую “параболу”: город должен был прирастать новыми территориями, вытягиваясь вдоль Тверской улицы и Ленинградского шоссе. Автор даже высказывал мысль, что в отдаленной перспективе Первопрестольная должна слиться с Ленинградом!


Коллектив разработчиков Генплана-1935 во главе с архитекторами В.Семеновым и С.Чернышевым отказался от столь радикальных изменений. Но даже их “умеренный” проект неузнаваемо изменял старую часть города.


В Генеральном плане реконструкции мелькали довольно категоричные формулировки. Например, предполагалось осуществлять расширение главных магистралей города “за счет сноса некоторых зданий и немедленной ликвидации клумб и газонов на улицах, а на некоторых улицах также и деревьев…” Авторы полностью исключали появление уютных малоэтажных домиков: “К постройке в Москве допускать жилые дома высотой не ниже шести этажей, а на широких магистралях… более высокие дома в 7—10—14 этажей…”

Москва до и после Генплана

Москва до и после Генплана

Смотрите фотогалерею по теме



Через центр должны были пробить три новые “радиальные” магистрали: продолжение Ленинградского шоссе до Кузнецкого Моста и далее в район нынешнего ЗИЛа; трассу из Останкина через Зарядье до Серпуховской заставы; проспект от Измайлова через Комсомольскую площадь, Лубянку, Лужники на Воробьевы горы (центральную часть этой новой магистрали предполагалось назвать проспектом Сталина, а оказавшееся как раз на пути прокладчиков уникальное здание Манежа подлежало сносу).


Все главные городские площади (в том числе и Красная площадь) должны были за счет уничтожения окружающей их исторической застройки увеличиться в два раза. Это необходимо было для удобства проведения грандиозных манифестаций и парадов.


Удивительные новации предусматривались в области обводнения столицы. Москву всерьез хотели превратить в некое подобие Венеции. Например, всей северо-восточной части города предстояло оказаться на острове! Эту территорию надумали взять в водное кольцо, образованное реками Москвой, Яузой, каналом Москва—Волга и еще одним, так называемым Северным каналом. Кроме того, должна была появиться весьма протяженная “рукотворная река”, ведущая от Яузы напрямую к Нагатинской излучине Москвы-реки. По этим водным магистралям грузовые и пассажирские суда могли бы плыть из Химкинского водохранилища кратчайшим путем, минуя центр столицы, до Южного речного порта. Новыми судоходными каналами 25-метровой ширины предстояло прорезать территорию Главного ботанического сада, Тимирязевской сельхозакадемии, усадьбы “Останкино”... А в районе современной станции метро “Ботанический сад” предполагалось устроить большущее водохранилище.

Москва до и после Генплана

Москва до и после Генплана

Смотрите фотогалерею по теме



Уже вскоре после утверждения Генплана оказалось, что часть грандиозных градостроительных “прожектов” воплотить в жизнь невозможно, другие помешала осуществить начавшаяся через несколько лет война…. Однако некоторые следы реализации того, “сталинского”, переустройства видны во многих районах Белокаменной.


Осталась лишь на бумаге и попытка советских архитекторов-градостроителей исправить “недоработку” своих “предков” и замкнуть Бульварное кольцо, проложив недостающую его дугу по старинному купеческому Замоскворечью. Этот “кусочек” так и не появился, однако напоминанием о нем осталась внушительная “сталинская” многоэтажка на углу Б.Ордынки и Б.Толмачевского переулка — она должна была “держать” архитектурную панораму будущего участка Бульварного кольца. Кроме того, для улучшения условий движения по цепочке старых бульваров было намечено снести все здания, сохранившиеся еще на бульварах. Выполняя предписания Генплана, кое-что из этих старинных построек успели уничтожить, в том числе и комплекс знаменитого Страстного монастыря.  


Заповедное московское Зарядье следовало зачистить едва ли не полностью для строительства на месте старых кварталов огромнейшего Дома промышленности. И хотя это здание-монстр здесь так и не появилось, позднее на освобожденной под него территории поднялся внушительный прямоугольник корпусов гостиницы “Россия”.

Москва до и после Генплана

Москва до и после Генплана

Смотрите фотогалерею по теме



“В наследство” от “сталинского плана развития столицы” мы получили большинство нынешних мостов через Москву-реку. По программе этого плана перестроили и расширили Большой Каменный, Москворецкий, Крымский...


Кое-какие градостроительные замыслы благополучно перекочевали из “радикальных” 1930-х в более поздние годы. Можно назвать, к примеру, два проспекта-дублера, упомянутые в разработках Семенова и Чернышева, — Новоарбатский и Новокировский. Их все-таки “проломили” через старые кварталы в исторической части города. При Хрущеве появился Новый Арбат, а в пору брежневского правления — нынешний проспект Сахарова.


На стрелке Водоотводного канала вместо старых домиков и фабричных построек должен был подняться один из самых больших в стране монументов — памятник челюскинцам. Его собирались установить совсем скоро — уже в 1938-м, но дело не заладилось, и в итоге через несколько десятилетий “стрелку” украсил совсем другой исполин — церетелиевский Петр I.


Вместо героев-полярников — царь-реформатор. Такая вот преемственность планов преобразования города.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру