Зато мы делаем макеты. Часть 2

Стройплощадки Сочи: что там происходит сегодня и какими они станут завтра?

Стройплощадки Сочи: что там происходит сегодня и какими они станут завтра?

Что получит Сочи


В правительственную программу “олимпийского” строительства включены десятки объектов, предназначенных для развития городской инфраструктуры Сочи. Новые автомобильные развязки и дороги, морской вокзал, газопровод, электростанция с линиями электропередачи.


По словам министра транспорта Игоря Левитина, в этом году бюджет одних только транспортников на строительство по “олимпийской” программе составит 100 млрд. руб.: 60 млрд. пойдет на совмещенную дорогу и 40 — на инфраструктуру в самом городе.


Эффективность этих трат, однако, вызывает сомнение. Алексей Кобец, занимавший в доолимпийские времена должность главного инженера Дирекции по строительству и реконструкции автодорог Черноморского побережья, отмечает безумную организационную неразбериху, в которой ведется строительство.


“В Сочи сейчас действует Минрегионразвития, Олимпстрой, Олимпийская транспортная дирекция, ДКРС “РАО РЖД”, Департамент по олимпийским стройкам Краснодарского края, ФГУ ДСД “Черноморье”, КраснодарАвтоДор, УпрДорКубань, Управление транспортной администрации Сочи. Везде уйма чиновников с огромными зарплатами. При этом дороги и объекты по Сочи строятся при полном отсутствии генплана и транспортной схемы города. Ничего нет, только эскизы, поэтому планы постоянно меняются — то будем это строить, то не будем”.


Откаты за “выигранные” в Сочи тендеры превышают, по мнению Кобеца, 50 процентов от сумм выигранных контрактов. Подрядчикам в результате приходится мухлевать со стройматериалами и недоплачивать рабочим — это одно больное место транспортных проектов. Второе — то, что далеко не все они отвечают реальным потребностям города.


“В Сочи очень трудно добраться автомобильным транспортом. Шестиполосная трасса “Дон” доходит до Краснодара. Дальше все плетутся по двум полосам, а на подходе к городу и вовсе стоят — на 120 км там уходит полдня, а то и больше. Чтоб решить эту проблему, планировалось вынести существующую трассу с побережья и построить новую многополосную трассу Джубга—Туапсе—Сочи, а параллельно ей проложить железнодорожные пути и убрать поезда с сочинских пляжей”.


На дорогу Джубга—Сочи требовалось 320 млрд. руб., и ей бы пользовались 20 млн. человек в год. Она не строится. Зато строится Совмещенная дорога на Красную Поляну. Она дешевле всего на 50 млрд., а ездить после Олимпиады там будут от силы 1 млн. человек в год — главным образом туристы.


Горный кластер


На Красной Поляне четыре частных горнолыжных курорта. Курортом “Роза-хутор” владеет компания Владимира Потанина “Интеррос”. Акционеры “Горной карусели” — Сбербанк, администрация Сочи и некая компания из Абу-Даби. Горнотуристический центр ОАО “Газпром” (местные жители иногда называют его “Лаурой” по имени речки) — собственность “Газпрома”.


Четвертый курорт — “Альпика-сервис” — самый старый на Красной Поляне. Создавал его местный предприниматель Петр Федин, не связанный с монстрами отечественного бизнеса. Поначалу он тоже пытался инвестировать в Олимпиаду, но в 2007-м, после ряда скандалов, ему пришлось продать курорт. Ранее в прессе сообщалось, что главным инвестором в данной покупке стал “Газпром”, однако сейчас точных сведений о составе собственников в открытых источниках не опубликовано.


Ответственность за олимпийские объекты “горного” кластера распределена между владельцами трех курортов — “Горная карусель”, “Роза-хутор” и ГТЦ ОАО “Газпром”. Они берут кредиты в крупных банках с государственным участием (к примеру, Внешэкономбанк — основной кредитор “Интерроса”), инвестируют в строительство, и после Олимпиады объекты остаются у них в собственности.


Ожидается, что затраты окупятся прибылью, которую будут потом приносить курорты. Вернее, все надеются, что они будут приносить прибыль. А как выйдет на самом деле — неясно. Скептики считают, что у россиян Красная Поляна вряд ли будет пользоваться сумасшедшей популярностью, а европейцы сюда не потянутся, поскольку Альпы все же покруче.


Но как будет — так будет. Понятно, что у владельцев курортов не было выбора — вкладываться в их развитие ради Олимпиады или не вкладываться. К тому же один бонус они получат в любом случае — великолепную дорогу до Адлера, которую они вряд ли стали бы строить своими силами.


ООО “Фирма “Альпика-сервис” стоит здесь особняком. По программе строительства олимпийских объектов она развивает свой курорт — канатные дороги, спуски, инфраструктуру, но сама не возводит никаких спортивных объектов. Правда, на ее территории будет построена санно-бобслейная трасса (ее строит тот же “Мостовик”). Но ответственным исполнителем в программе указана ГК “Олимпстрой” — это значит, что средства на строительство санно-бобслейной трассы выделяет государство.


Лыжи и биатлон


“Газпром” строит на хребте Псехако Совмещенный комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону на 16 тыс. зрителей, горную олимпийскую деревню на 1100 мест, где будут жить биатлонисты и лыжники, и подъездную автомобильную дорогу. Есть у “Газпрома” и другие важные олимпийские объекты, но Совмещенный комплекс — главный, поскольку здесь будут проходить соревнования и разыгрываться медали.


Площадка, где строится комплекс, находится на высоте 1500 метров. В канадском Уистлере соревнования проходили гораздо ниже — на 675 метрах, но по правилам верхняя точка лыжной трассы не должна находиться выше 1800 м над уровнем моря, так что трассы сочинской Олимпиады хоть и высоковаты, но в нормы укладываются.


Здание биатлонного стадиона будет шестиэтажным. Сейчас закончена заливка фундамента, возводится цокольный этаж. К осени 2011 года стадион и трибуны будут готовы к работе. Биатлонный стадион останется и после окончания Игр, а вот лыжный разберут.


Комплекс строится в нескольких сотнях метров от верхней станции ГТЦ. Подняться туда можно будет по канатной дороге. Приезжаешь из Адлера на “Альпику-сервис” и здесь же пересаживаешься на канатку. Другой вариант: проехать на машине дальше, к нижней станции ГТЦ. Отсюда наверх протянутся еще две канатные дороги — одна уже работает, для второй проложена трасса.


По требованиям безопасности МОК, к Совмещенному комплексу помимо канатных подъемников должен быть организован альтернативный путь. Им станет подъездная автомобильная дорога, которая пройдет по хребту Псехако. Строители признают, что это сложный объект. Денег и времени на него уйдет много, а использоваться он потом будет крайне редко. Но требования безопасности должны быть соблюдены, это непременное условие.


Лыжные и биатлонные трассы будут сданы в 2011 году. Позже нельзя, поскольку они должны быть гомологированы (сертифицированы) не менее чем за два года до Игр — то есть в начале зимы 2012 года. По проекту система трасс будет состоять из 4-километровой трассы для биатлона с переходами на более короткие дистанции 3,3 км, 3 км, 2,5 км, 2 км и трасс для лыжных гонок общей протяженностью 10 км (2 трассы по 5 км) с переходами на более короткие дистанции 3,75 км, 3,3 км, 3 км, 2,5 км, 1,2 км, 1,5 км.


Трассы проектировали российские и зарубежные специалисты, в том числе норвежец Hermod Bjorkestol, инспектор по гомологации лыжных трасс Международной федерации лыжного спорта.
Весной на стройку приезжал биатлонист Антон Шипулин. Ему показывали, как все будет устроено, а он говорил, что надеется в 2014-м выиграть здесь “золото” для России.


Олимпийская деревня для спортсменов действительно будет похожа на деревню. Деревянные коттеджи в альпийском стиле выстроятся вокруг искусственного озера, которого пока нет, но делать его нужно обязательно. Вода необходима для снежных пушек. Трассы должны “оснежаться” искусственным снегом, это требование МОК.


После Олимпиады снежные пушки тоже пригодятся. После 2014 года лыжно-биатлонный комплекс “Газпрома” войдет в горнотуристический центр компании и будет использоваться для тренировок лыжников и биатлонистов.


Комплекс трамплинов


На “Горной карусели” разместится комплекс трамплинов и две олимпийские деревни для прессы. Одна на высоте 540 м, недалеко от ж/д станции Красная Поляна. Другая — на высоте 960 м — ближе к трамплинам и спускам.


Мастер-план застройки всего курорта разрабатывал французский архитектор Пьер Динер (он проектировал Куршевель). Комплекс трамплинов (К-125 и К-95) проектировали немцы. Медиадеревни разрабатывали питерские архитекторы.


В реальности пока ничего нет. Строительство должно начаться этим летом, поэтому сейчас представить “Горную карусель” можно только по картинкам в рекламной брошюре.


Комплекс трамплинов, разработанный немцами, там выглядит прекрасно. Трамплины вписаны между гостиничными номерами с огромными окнами, расположенными на разных уровнях и являющимися как бы частью горы. По их крышам можно гулять, а из окон — наблюдать за соревнованиями. В проекте нет никакой помпезности — он очень современный и функциональный.


У питерцев разработки, наоборот, чрезвычайно пафосные. Их медиадеревни похожи то ли на Венецию, то ли на Дворцовую набережную. Железнодорожная станция с полуразрушенной крышей украшена статуей голой Венеры. Речка Мзымта — быстрая, мутная, каменистая — огибает величественный греческий амфитеатр, связывающий, по замыслу архитекторов, всю эту нездешнюю роскошь с олимпийским движением.


“Мы думали, у нас будет что-то вроде тирольской деревни, — рассказали мне сотрудники строительной администрации, — и ахнули, когда увидели этот проект. Герман Оскарович (Греф, глава Сбербанка, основного акционера “Горной карусели”) — большой знаток искусства, человек с тонким вкусом. Мы надеялись, он откажется от такого помпезного стиля. Но нет, все было утверждено”.


Отели и рестораны “Горной карусели” будут переданы в управление лучшим международным сетевым брендам — с ними уже ведутся переговоры. Медиадеревни украсят спа-центр, шикарные бутики, эксклюзивные рестораны и бары. Апартаменты и виллы будут выставлены на продажу: “Здесь можно будет приобрести и небольшую студию менее 50 кв. м для молодого любителя спорта, и роскошную резиденцию для большой семьи”.


Несмотря на очевидную дороговизну местных удобств, менеджмент “Горной карусели” считает, что после Олимпиады к ним ринется молодежь, любители экстремального спорта.


Козырь Красной Поляны в том, что здесь — в отличие от европейских курортов — не запрещен фри-райд. То есть можно кататься с гор не в установленных и подготовленных местах, а где попало. Ожидается, что желающие свернуть себе таким путем шею в будущем составят костяк клиентской базы “Горной карусели”.


Горнолыжные спуски, сноуборд-парк и фристайл-центр


ОАО “Роза-хутор” — передовик горного кластера. Впрочем, не только горного.


Команда Потанина первой сдает в эксплуатацию законченный олимпийский объект — горнолыжные трассы. Они уже готовы, в сентябре пройдет сертификация, а в феврале первое испытание — этап Кубка Европы.


Трассы проектировал Бернард Русси, олимпийский чемпион, председатель исполкома FIS по горнолыжному спорту. Особенность горнолыжного комплекса, на которую обращают внимание специалисты: здесь у всех трасс единая финишная зона.


Я попыталась разглядеть эту особенность на здоровенном макете, выставленном в краснополянском офисе “Роза-хутора”, и даже принялась срисовывать схему трасс в блокнот. Но тут пришел местный “спикер” — исполнительный директор Александр Белокобыльский — и сказал, чтоб я не парилась. Это старый макет, здесь все неправильно.


“Вы вообще в курсе, что будет?” — осторожно поинтересовался он прежде, чем начать объяснять, как будет правильно. “В Сочи будет Олимпиада”, — ответила я шепотом, чтоб не слышали посторонние. Оценив мою осведомленность, он перешел к делу и пересказал рекламную брошюру “Роза-хутора”: вся стройка обойдется холдингу “Интеррос” в 1 млрд 375 млн. руб. Помимо горнолыжных трасс будут построены сноуборд-парк и фристайл-центр. Первоначально предназначавшийся для фристайл-центра склон оказался неподходящим, место переносилось, поэтому эти объекты планируется сдать только к концу 2011 года.


Помимо спортивных сооружений “Роза-хутор” строит горную олимпийскую деревню на 2600 мест. Ее проектировали австрийцы — значит, есть надежда, что она будет не такой оригинальной, как в “Горной карусели”.


Вообще практически все объекты “Роза-хутора” проектировали иностранцы. Строят тоже они. Генподрядчик — компания Southbrook (Великобритания). Рабочие возле общежития говорят по-сербски, объявления на стене написаны на турецком языке.


Государство обеспечит сооружения “Роза-хутора” водоводом, канализацией, электричеством. Кроме того, федералы построят подъездные дороги к финишным зонам.


…А когда горнолыжный комплекс сооружался, никаких дорог еще не было. Мало того что песок, гравий, цемент возят в Красную Поляну бог знает откуда, так здесь все это еще надо было как-то поднимать наверх — на 2300 м. “Канатную дорогу строили при помощи вертолета — нанимали “Ми-26”, — сказал спикер Белокобыльский. Мне показалось, ему и самому это до сих пор удивительно.


Почему все-таки Сочи?


Отсутствие стройматериалов и необходимой инфраструктуры. Болота и тектонические разломы. Экологи, готовые костьми лечь за самшит колхидский и лапину крылоплодную. Переселенцы, не желающие расставаться со своими эвкалиптами.


Все они — вместе и по раздельности — превращают олимпийскую стройку в адски сложное мероприятие.


Неправильно было бы сказать, что там просто “идет строительство” потому, что на самом деле оно не просто идет. Строителям постоянно приходится прыгать выше головы и решать задачи, которые в других условиях не возникали бы.


Отрадно видеть, что они, так или иначе, решаются. Энтузиазм, профессионализм, интеллект делают то, что невозможно сделать одними деньгами.


Стройки такого масштаба у нас закончились с советскими временами. Впервые при рыночной экономике нечто подобное осуществляется в Сочи — и пока без особых провалов. Один этот факт уже внушает оптимизм.


Но вопрос “почему именно Сочи?” все равно приходит в голову. Все-таки удивительно, что во всей нашей огромной стране не нашлось более подходящего для зимней Олимпиады места.


Олимпийская стройка производит двоякое впечатление. Она восхищает дерзостью замысла, его необычайной сложностью и решительностью, с которой он воплощается в жизнь. И одновременно вызывает сомнения в целесообразности. Тем более что затраты на строительство растут быстрее, чем строятся сами спортивные объекты.


В бюджет правительственной программы строительства олимпийских объектов и развития горно-климатического курорта Сочи в 2008 году было заложено 314 млрд. руб. Месяц назад Минрегионразвития назвал другую цифру — 940 млрд. рублей, или, грубо говоря, 30 млрд. долларов.


Олимпиада в Ванкувере, по самым скептическим подсчетам, стоила 6 млрд. долларов. Сочи — уже в 5 раз дороже. И это не предел. До Олимпиады три с половиной года, так что затраты могут еще вырасти.


Непредвиденные (или все-таки предвиденные?) трудности сочинской стройки постоянно требуют новых вливаний, и с этим ничего нельзя поделать. Они объективно существуют, эти трудности. Их надо преодолевать.


Остается надеяться, что безумные деньги, предназначенные на преодоление, не превратятся в звездную пыль, а действительно обеспечат наилучшие условия для Олимпийских игр в Сочи.
Дай бог, чтоб все там построилось и ничего не рухнуло, попросту говоря.

Редакция “МК” благодарит за иллюстративный материал и помощь в подготовке статьи пресс-службы ООО “Газпром социнвест”, “ОК Сочи-2014” и ГК “Олимпстрой”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру