— За валенками потом вернешься, а сейчас хоть куртку накинь! — пытается потеплее укутать корреспондента “МК” официант ледяного бара Артем, прежде чем начать знакомить меня с новым рабочим местом.
Но одно слово “валенки” после двадцатиминутного марш-броска по центру столицы вызывает недоумение. А о перспективе укутать покрывшееся испариной тело в серебристую парку даже думать страшно. Поэтому в морозную рюмочную я попадаю, как девочка из мультфильма “Цветик-семицветик” — в сарафане и босоножках. Но, едва переступив порог арктического бара, понимаю: от зимней экипировки отказалась зря.
Пол и стены небольшой комнаты вымощены ледяными плитами. В центре “сколоченная” изо льда барная стойка, а рядом — манящий своей прохладой диван… Если раньше райским уголком москвичи считали кусочек пляжа на тихоокеанском острове, то после двух тропических недель их предпочтения заметно похолодели. Если не сказать, ушли в минус.
— У нас и так летом увеличивается количество посетителей, но последние недели — настоящий аншлаг, — описывает обстановку автор идеи ледяного бара Нина Ходзинская. — Еще бы, на улице температура грозится вырасти до сорока градусов, а у нас постоянно минус семь. Настоящий холодильник для измученных жарой москвичей!
Причем, оказывается, если потеплее одеться, такая температура не только охладит посетителей, но и оздоровит их.
— Минус семь градусов — это норма для нахождения человека в помещении. При такой температуре не обжигает дыхательные пути, глаза, — поясняет Нина. — Но микроклимат, созданный в баре, еще и для здоровья полезен. В Арабских Эмиратах один из местных эмиров даже выстроил себе в особняке ледяную комнату. Ведь бактерии при такой температуре не размножаются, а значит, воздух здесь всегда остается чистым. Так что посетителям бара мы советуем дышать полной грудью.
А вот для ледяной мебели семи градусов недостаточно. Поэтому интерьер приходится отстраивать заново каждые полтора года.
— Даже при этом, достаточно серьезном минусе лед все же тает. Комфортная температура для него — минус 18, — поясняет Нина. — Поэтому раз в полтора года мы вызываем специальную компанию, которая полностью перестраивает наш бар.
Ремонт в ледяной комнате происходит почти так же, как и в любом традиционном помещении: сперва демонтируют, распилив по кусочкам, блестящую барную стойку и диван. Потом принимаются за потолок да стены. Казалось бы, что проще: взять и растопить ледяные хоромы. Но, оказывается, такой ремонт-потепление может привести к лавине.
Меблировка арктического бара начинается с составления компьютерного эскиза помещения. Причем изо льда специалисты могут изваять любую мебель, начиная от столов и стульев и заканчивая шкафами. Затем рассчитывается, сколько кубов льда потребуется для изготовления выбранного заказчиком интерьера. И только потом его в специальной машине доставляют на место.
Материал для морозного интерьера берется особый — кристальной чистоты.
— В Москве есть несколько фирм, предлагающих подобные услуги. Одни используют природный материал: зимой выпиливают ледяные глыбы с поверхности замерзших озер, — разъясняет нюансы морозного бизнеса Нина Ходзинская. — Но такой лед для изготовления мебели не подходит. Во-первых, он часто бывает мутным. Но самое главное — рыхлым, ведь вода замерзает неравномерно. Из-за этого он быстро тает. Мы используем полученный искусственным путем лед. Процедура заморозки воды для строительных нужд напоминает изготовление в домашних условиях кубиков для коктейлей: в огромные формы заливают воду, а потом помещают их в морозильную камеру.
Освещение в ледяных хоромах используется тоже особое. Окутывающие “арктическим сиянием” бар лампы почти не выделяют тепло.
Трапеза с заморозкой
…Ближе к полудню с раскаленной улицы вплывают первые посетители: у одного из мужчин верхние пуговицы на рубашке расстегнуты. Его друг пока держит оборону в битве с жарой, но пиджак предусмотрительно перекинут через руку. Мое предложение перед посещением бара надеть серебристые парки и обуть валенки гости встречают дружным хохотом: “Вы еще нам шубы и унты предложите!”
Правда, едва я успеваю поставить на поднос ледяные стопки и закуски — традиционное угощение для каждого посетителя айс-бара, — посетители возвращаются утепляться.
— У вас там настоящий Северный полюс! — делятся первыми эмоциями клиенты, старательно застегивая куртку на все пуговицы. И, повторно исчезая в ледяной комнате, просят принести им блинов с красной икрой.
Спустя десять минут я уже несусь к клиентам с полным подносом яств. Только вот незадача: пока я разливаю водку по ледяным стаканам и сервирую стол, левая рука примерзает к железному подносу. Пальцы жжет все сильнее, и я едва не опрокидываю все деликатесы на пол.
— У нас на этот случай в комплекте с куртками есть варежки. Правда, на обе руки их натягивать нельзя — иначе будет неудобно накрывать на стол. Поэтому мы надеваем перчатку только на левую руку, в которой держим поднос, — раскрывает нюансы обслуживания клиентов при минусовой температуре Артем.
Есть у официантов ледяной “рюмочной” и еще один профессиональный секрет. Чтобы руки после смены не покрылись цыпками и трещинками, их по нескольку раз в день смазывают увлажняющим кремом.
Не прошло и сорока минут, как мужчины сворачивают трапезу. “Девушка, принесите счет, а то инеем покроемся!” — шутят клиенты. А потом еще долго согреваются горячим чаем в общем зале, подробно обсуждая свой холодный обед.
— Вообще-то люди у нас надолго не задерживаются, — говорит Артем. — Полчаса, минут сорок — дальше им становится прохладно даже в куртках.
Тем более что заглядывают сюда окунуться в ледяную экзотику в основном иностранцы: итальянцы, испанцы да немцы. Африканских гостей и вовсе хватает лишь на то, чтобы влить в себя сто грамм из ледяных стаканов, закусить огурчиками-помидорчиками да сфотографироваться на ледяной кушетке. Но и среди гостей из жарких стран попадаются свои рекордсмены.
— Мне запомнилась делегация из Алжира. Они пировали минут сорок — блины с икрой, семга, даже десерт заказали. Правда, выйдя из бара и попав в теплое помещение, они еще минут двадцать в себя приходили. Хотя почти ничего не пили. Видать, резкая смена температуры на них так повлияла.
Но с открытия ледяного бара посетителей из Новосибирска еще никто не переплюнул. Пир среди льдов продлился у них больше трех часов.
— Песни пели, танцевали… И все уверяли кутающихся в куртки официантов, что к морозам они привыкли. Хотели еще остаться, но потом все же решили поехать на горнолыжный спуск, — вспоминает Артем.
В уборке ледяной мебели есть своя соль
Уборка в ледяном баре — тоже процесс со своими нюансами. Только я решила провести тряпкой по блестящей поверхности стола — смахнуть крошки, — как тряпица тут же прилипла к ледяной столешнице. Оказывается, обычная влажная уборка здесь не подходит.
— Мы обязательно добавляем в воду немного соли, — поясняет Артем. — Она не дает тряпке замерзать и прилипать к ледяной поверхности.
А вот в борьбе со следами, оставленными на столешнице чашками с горячим чаем, соль бессильна. Здесь на помощь приходит строительный инструмент.
— Чтобы загладить изъяны, подпорченную поверхность стола просто каждый месяц шлифуют, — успокаивает Артем.
Следующие посетители долго восхищались ледяными рюмками: пытались растопить их дыханием, просматривали, будто хрустальные, на просвет. А когда им принесли горячее, очень удивились, что блины выложены не на замороженные тарелки.
— Сперва у нас была идея сделать изо льда всю посуду, — объясняет мне Нина Ходзинская. — Но мы быстро поняли, что это невозможно: продукты к таким тарелкам будут просто-напросто прилипать. Или же еду нужно заморозить до температуры посуды…
Да и вообще, хотя в меню бара есть самые изысканные деликатесы, посетители стараются ограничиваться полярными ста граммами и закуской.
— При минус семи горячие блюда остывают быстро. Да и “подмороженные” салаты есть не очень приятно, — говорит Нина. — Поэтому обычно посетители в ледяной комнате выпивают, а потом уже устраивают трапезу за столиками общего зала.
Как у них?
Подобных баров в мире уже больше десяти. И в каждом есть своя изюминка. К примеру, дубайскую “арктическую рюмочную” наряду с вытесанными из айсберга стенами и барной стойкой украшают ледяные канделябры и ледяные портьеры. А на стене висит портрет шейха — тоже из замерзшей воды. Правда, любоваться на это царство Снежной королевы посреди засушливой дубайской пустыни могут одновременно всего 45 человек — иначе интерьер начнет подтекать.
А вот в небольшом шведском городке Юккасъярви так и вовсе выстроили настоящий ледяной отель. На его возведение ушло около 50 тонн снега и льда. Причем из замерзшей воды здесь изготовлено все без исключения: даже в номерах постояльцев встретят ледяные кровати, правда, для комфорта покрытые оленьими шкурами. А во дворе арктического отеля недавно возвели часовню, под ледяными сводами которой могут обвенчаться все желающие. Что плохо, открыт этот необычный отель только зимой: весной солнце растапливает ледяной замок до основания.