Про Иванов, истории не помнящих

Даже бетон уже не может сохранить имена забытых героев забытой войны

Девяносто девять, сто... Только что в России впервые официально отметили годовщину начала Первой мировой войны — предъюбилейную. Впереди уже все отчетливее прорисовываются контуры масштабных мероприятий по случаю векового юбилея этого важнейшего исторического события — открытие памятников, международные встречи, выпуск фильмов, книг... Но пока память о той военной страде, ее героях и жертвах все еще остается на просторах бывшего СССР «дефицитным товаром». Об одном из вопиющих примеров тому рассказал читатель «МК».

Даже бетон уже не может сохранить имена забытых героев забытой войны
Исчезающие могилы.

— Мне довелось бывать на старом воинском кладбище, которое находится на территории нынешней Белоруссии. Неподалеку от деревни Снов в Несвижском районе Минской области захоронены русские солдаты, погибшие в 1916—1917 годах, — поясняет москвич Василий Лецко. — Первый раз я оказался в этом месте еще в далекие 1960-е, когда проходил срочную службу в Советской Армии: наша часть располагалась неподалеку, и мы с ребятами из любопытства ходили тогда осматривать необычный воинский погост. Помню, однажды случился разговор об этом захоронении русских солдат с замполитом, и тот нас «просвещал»: мол, они, участвуя в империалистической войне, защищали интересы буржуазии и дворянства и потому в нашем социалистическом государстве недостойны никакого уважения... Второй раз я оказался под Сновом летом прошлого года, когда поехал с внучкой-студенткой по местам, где когда-то служил. Кладбище сохранилось, только за прошедшие полвека приобрело еще более запущенный вид...

Как рассказал Василий Илларионович, погост расположен в небольшой роще посреди поля, там около сотни одиночных могил и братских захоронений. Когда-то они выглядели вполне презентабельно. Причем об этом позаботились поляки: ведь в период с 1920 по 1939 год все эти земли являлись территорией Польши.

Надписи на многих плитах уже трудноразличимы.

Несмотря на очень недружелюбное — по понятным причинам — отношение к России, польское государство проявило уважение к памяти убитых на войне русских воинов. На все могилы были установлены надгробия — бетонные плиты с рельефным изображением креста (правда, католического) и надписью, где указаны на польском языке фамилия, имя похороненного и номер или название его полка. Впрочем, некоторые могилы так и остались безымянными, на плитах оттиснуто: «Неизвестный русский солдат». Уже в наши дни появился на кладбище и мемориальный знак, установленный немцами. Возле входа они поставили большой металлический крест, у подножия которого — гранитная плита с надписью на русском и немецком языках: «Здесь покоятся солдаты — жертвы Первой мировой войны».

— Как видите, противники и «несоюзники» продемонстрировали воистину цивилизованное отношение к погибшим русским воинам. Совсем иное приходится констатировать, говоря о «своих». Власти нынешней независимой Белоруссии, представители посольства России в этой стране, руководители общественных патриотических организаций — никто не проявляет и намека на хоть малейшее внимание к военному мемориалу под Сновом, к памяти похороненных там простых солдат, погибших за свое Отечество. Забытые, давно оставленные без всякого внимания и ухода могилы находятся в крайне запущенном состоянии: могильные холмики почти сровнялись с землей, надгробные плиты разрушаются, они вросли в землю, покрылись мхом, надписи на многих из них уже почти не разобрать. При всем желании мне не удалось обнаружить на кладбище ни единого следа того, что кто-то сюда приходит, пытается ухаживать за могилами... Наверное, у этих погибших есть ныне живущие потомки, но они даже не знают, где похоронены их прадеды.

Солдат Ежи (Георгий) Нечаев воевал в 168-м пехотном полку и погиб 25 июня 1916 г.

Прискорбно, что о старом кладбище забыли и служители церкви. Неподалеку в селе есть действующий православный храм, однако, когда я спрашивал у местных жителей, совершает ли батюшка поминальные службы на воинском погосте, никто не мог вспомнить ни единого такого случая. Не так уж сложно привести в порядок воинские захоронения, установить новые надгробные плиты, поставить хотя бы скромный монумент... Думаю, на все это потребуется немногим больше средств, чем потратили немцы на установку своего креста. Только заняться подобным благородным делом пока нет желающих. А ведь сновское военное кладбище могло бы стать достойной местной достопримечательностью, местом проведения памятных мероприятий...

Кто мог бы озаботиться восстановлением заброшенного воинского мемориала? В голову приходит мысль о Министерстве обороны, в структуре которого есть соответствующее «по профилю» подразделение. Однако, как пояснили компетентные люди, проблема в том, что «объект» находится на территории другого государства. Попытки корреспондента «МК» обсудить тему с кем-то из руководителей недавно возрожденного Российского исторического общества не увенчались успехом. Может быть, эта газетная публикация привлечет внимание белорусской стороны, и наши братья-славяне в преддверии 100-летия начала Первой мировой войны возьмутся за благое дело?

Просьба к сотрудникам посольства Республики Беларусь в Москве передать информацию о гибнущем воинском мемориале под Сновом по назначению.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру