Про наличники, «колесо Юпитера» и «хляби небесные»

Резная геометрия из прошлого

Когда ездишь на электричке или автобусе, замечаешь уйму занимательных вещей, которые не видны из лобового стекла и боковых зеркал автомобиля. Пересев со своего железного коня на колёса общественного транспорта, я «прилипла» к окну, и мне открылся целый мир, на который я раньше не обращала никакого внимания. Я стала пристально вглядываться в окна, крыши, веранды придорожных домиков. Мой взгляд «зацепился» за их деревянное кружево с ромбиками, кружочками, звёздочками-цветочками. В мелькающих за окном резных орнаментах чувствовалось что-то своё и родное, но пока ещё неведомое.

Резная геометрия из прошлого

Входим в тему

«Залипнув» на тему, я обратилась к источнику, который всегда под рукой, к интернету. Пересмотрела множество фотографий из городов и весей России, а также материалы семинаров, посвященных деревянной резьбе и её расшифровке. Интерес к вопросу велик. Энтузиасты на местах жадно фотографируют то, что сохранилось, чтобы этот интереснейший пласт нашей культуры не исчез навсегда. Тем более что те же символы встречаются на древних вышивках, прялках, ювелирных украшениях, оружии, пластинах доспехов, домашней утвари и тогдашнем транспорте (кораблях, санях, телегах). Освоив древнюю азбуку, мы смогли бы лучше понять мироощущение наших предков, систему их ценностей и, быть может, почерпнуть что-нибудь полезное и для себя, ведь новое – хорошо забытое старое.

«Начитав» необходимый объем, я пришла к выводу, что только академическая наука поможет мне расставить все точки над «i». Да и 6 лет вечернего истфака, видимо, не пропали даром. В своём мини-исследовании древней символики я опиралась на труды и терминологию члена АН СССР и РАН Б.А.Рыбакова.

Вспоминаю захватывающие лекции Бориса Александровича по археологии. Уже тогда он был в преклонном возрасте, с трудом шёл к трибуне. А как он преображался в ходе лекции, иллюстрированной богатым видеорядом (в докомпьютерную эпоху были слайды). Словно сбросив пару десяток лет, он заражал всю аудиторию студентов своей энергией, энтузиазмом и интересом к предмету.

Правила чтения, или три в одном

Давайте посмотрим на дом (сверху вниз) свежим, «незамыленным» взглядом. Итак, «причелины» (находятся на «лбу» дома) – две резные фронтонные доски, которые защищают от влаги торцы брёвен кровли. Под ними – чердачное окошко с разнообразной рамной «паутинкой», окруженное резными «загогулинами». Спускаемся ниже. Окна в узорочье наличников и чуть «утяжелённые» орнаментами углы дома. Затем рамные рисунки верандных окон, декор крыльца и забора. Акценты расставлены. Давайте разбираться.

Наши предки «читали» двускатную крышу слева направо: восход солнца, зенит (конёк крыши), закат. Те же принципы «чтения» наличников. Слева – «место» восходящего солнца, над окном – солнце в зените, справа – заходящее солнце. Под окном, как правило, знак земли.

Через окна мы смотрим на окружающий мир. Но и к нам, через окошко, может заглянуть чужой человек, про намерения которого мы не знаем. На всякий случай надо защитить себя и свою семью. Пусть недобрый человек «отвлекается» на оконные узоры, может забудет, что со злом пришёл. Эту защитную функцию и выполняют наличники и остальная домовая резьба.

Мы живём не в тропическом климате. Полгода длится зима с дождливо-снежным межсезоньем. Холод и ветер проникает через щели жилища и оконные проёмы, поэтому их надо прикрыть. «Причелины», наличники, укреплённые углы - дополнительное утепление дома.

Когда ясны поставленные цели, тогда нашему человеку есть, где «разгуляться» и проявить свои таланты. Испокон веков наши предки жили в «деревянном» окружении и умели работать с этим материалом. До наших дней сохранились «почерки» древних мастеров-резчиков Сибири, русского Севера и родного Подмосковья (уж извините, кого не упомянула). Да что там говорить про регионы. У каждой деревни – свой стиль, своя резьба от Ивановых-Петровых-Сидоровых. Загляните в интернет и убедитесь. Там вам и барокко, и классика, и рококо, и близкий мне «примитивный» лаконизм, чего только не сыщешь!

Добро vs зло

Древняя, хорошо продуманная система защиты исходила из вечного противостояния сил тьмы и света, зла и добра. Считалось, что «тёмные силы» вездесущи и повсеместны, они населяют всё живое вокруг и природу, обдуваемую «злыми» ветрами. Самым главным противопоставлением всякой нечисти был ход солнца от восхода до захода. Эта тема и «расцвела пышным цветом» в деревянной домовой резьбе.

Наши предки не страдали фобией. Просто таковы законы мироздания, которые они осознали раньше нас, будучи ближе к Природе, а, значит, и к Богу.

Оглянитесь вокруг, ведь кругом - всё та же тема. Например, геральдика. На гербе Москвы – св. Георгий и Змий. В русской былине – богатырь и Соловей-разбойник. В пословице – «на то и щука, чтобы карась не дремал». И, казалось бы, не наши сюжеты про Аватара от Дж.Кэмерона, роман Джона Толкина про хозяев «колец» да и Гарри Поттер со своей компанией органично вписываются в эту систему.

«Щуки», «соловьи», «змии» даются нам по жизни не зря. Они тренируют нас, укрепляют наш дух, а также «подталкивают» на путь саморазвития. «Дремать» нельзя, просто нужно быть всегда во всеоружии. А после тёмной ночи неизбежно придёт солнце с утренней зарёй.

В интернете мне попался замечательный сюжет про наличник-«безконечник» (приставка именно на «з», это не ошибка). Напоминает спиралевидную морскую волну. «Безконечник» как бы «закручивает» недобрый взгляд и помыслы смотрящего и «отводит» их прочь от дома. В наших краях я нашла такое окошко с «безконечником».

Солнечный круг, «хляби» вокруг

«Причелины», крыша-«твердь», три позиции солнца, косые кресты огня.

Солярные знаки представлены разными типами. Наиболее устойчивым считается круг с шестью радиусами («колесо Юпитера»). Встречается также «усиленное» колесо, где радиусов восемь. Кстати, в яхромской резьбе именно таких «колёс» великое множество. Солнце в зените может быть показано полукругом, дугою вверх, с тремя и более лучами, а также птицей с расправленными крыльями. Такую птичку я нашла, она вырезана в необычном «растительном» стиле, но разглядеть можно.

Часто встречается и «геометрическое» обозначение солнца. Удлинённые ромбы по бокам наличника - восходящее и заходящее солнце. Обычный ромб – там, где солнце в зените. Иногда «колёса Юпитера» разных типов как бы «вписаны» в центр этой геометрической фигуры.

Солярные знаки символизируют мужскую силу, радость и достаток, защищают от болезней и сглаза.

Солнце никогда не изображалось в отрыве от целостной системы славянских координат, где присутствовала также вода, земля, огонь.

По древним представлениям небо делилось на «верхнее» и «среднее». Два «неба» разделены прозрачной «твердью» или сводом (отсюда небосвод). Именно в «верхнем небе» и находятся небесные запасы дождевой воды – «хляби небесные». А по «среднему» небу двигается солнце, луна и другие «участники».

В резьбе «хляби» изображаются волнообразными линиями и зигзагами. Иногда в несколько рядов, чтобы подчеркнуть их глубинность. Дождевые капли показаны кружочками со сквозными отверстиями. Ритмичным рисунком покрыты «причелины», линия «раздела» первого и второго этажа, веранда, крыльцо, хозяйственные постройки.

«Хляби» есть и в наличниках. Всё те же горизонтальные «волны». А витые столбики-колонны по бокам, иногда с «насечками», тоже выражают идею дождя. Такие же вертикальные знаки «хлябей» можно увидеть и на углах строений.

В деревянной резьбе нет жестких канонов, как и строго установленного местоположения каждого знака. Один символ вполне может замещать другой, ведь они - «игроки» одной команды. Таким образом, каждый дом «индивидуален» и не похож на «соседа».

Яхромская резьба очень сдержанна и скромна. Нет «барочной пышности», как в других регионах. Но несомненной нашей «фишкой» является богатое разнообразие «дождиков» в нижнем ярусе дома. Тут вам и кружева из «человечков с ножками», и просто «ножки», и «юбочки». Смотрятся «дождики» весело и нарядно.

Земля, женщина, плодородие

«Лежащие» ромбы, прямоугольники, а иногда и квадраты – знаки земли. Ромб с перекрещивающимися линиями («решётка») - вспаханное поле. С точками-запятыми внутри «решётки» – засеянное поле. Поле - «решётка» часто встречается в вышивках, на прялках и ювелирных украшениях.

Вспаханная и засеянная земля подобна женщине, «понёсшей в чреве своём». Как дождь, который мы «получаем» из «хлябей» питает землю, так и женщина питает и вскармливает грудным молоком своё дитя. Поэтому волнообразный рисунок «хлябей» нередко напоминает женскую грудь.

Женщина, дарующая жизнь, связана не только с плодородием. Она ещё и Берегиня. Фигурка с раскинутыми руками и ногами (Берегиня), иногда сильно стилизована и выполнена в «растительном» стиле, но узнать можно.

Растительный орнамент в деревянной резьбе иллюстрирует тему плодородия. Изображения криниц (ростков), в виде стилизованной буквы "Ж", близок по смыслу Берегиням. Буква «Ж» имела в славянской азбуке значение «живете». Отсюда трактовка-напутствие: «Пусть всё живёт».

Гори-гори ясно

Восьмилепестковый «громоотвод».

Я долгое время не могла понять, почему «колесом Юпитера» называют и солнце, и «громовник» (символ огня). И вновь мне помог академик. Оказалось, что это две стороны одной медали. Б.А.Рыбаков писал: «В грозу и бурю солнечные символы, называемые в народе "громовыми знаками" ("от грому"), должны спасти от удара молнии, от пожара, так как они выражают идею ясного дня, безоблачного неба». То есть, солнечное колесо с шестью спицами (по имени античного бога Юпитера-Громовержца) – универсальный символ и подходит для огня тоже.

Косой крест - знак земного огня символизировал творческое начало. Знак огня небесного – шести -, а иногда восьмилучевая звезда – разум и просвещение. Это – Перунов или Громовой знак (Громовник) – символ мужества и воинской доблести, знак русской дружины. Его можно встретить на шлемах и доспехах. Этот знак встречается в вышивках на мужских рубахах, только там еще присутствует и символика цвета.

Резная зоология

Теперь о деревянной зоологии. К сожалению, в наших краях я так и не нашла ни одной резной зверушки, кроме упомянутой «полуптички-полурастения». Может просто не рассмотрела, ведь «зоологическая» резьба далека от реализма. Тут нужно обязательно подключать своё образное восприятие. Хорошо, что Сибирь с Севером есть. Там уж «звериная» тема представлена по полной.

Начнём с пресмыкающихся. Культ змей-хранителей и ужей-господариков тесно связан с водой и плодородием. Ужей держали в домах и подкармливали молоком. Они были охранниками посевного зерна, так как отпугивали мышей. Считалось, что ужик (или «чмок») приносит в дом и «денежку». Изображения этих помощников встречаются не только во внешней домовой резьбе, но и на домашней утвари.

Теперь про ящеров-драконов. Покровительство этих хозяев подземных вод было особенно важно для тех, кто жил на воде (реках и озёрах). Считалось, что именно от них зависит удача в рыбной ловле и безопасность водных «перемещений». Эта тема также присутствует в наличниках и предметах быта.

Каждый животное в резьбе выполняет свою задачу. Конь символизирует силу и выносливость. Олень – долгую и состоятельную жизнь. И даже паучку нашлось своё местечко. Он считается символом настойчивости, терпения и художественного промысла.

Про «ушки» на оконных макушках, «полотенца» и «сиськи»

Который раз убеждаешься в богатстве и образности русского языка. Давайте «разложим» наличник на части и назовём каждую. Верхняя часть, выражающая идею полуденного солнца, отличается особым богатством декора. Её называют навершием, очельем, кокошником. В зависимости от формы «крыши» наличника - твердью, короной. Я нашла даже «шапочку», похожую на треуголку с закруглёнными краями, а на кокарде - звезда.

Боковые поверхности наличника называют «полочками» или «полотенцами». Нижняя часть – завершение, «фартук». То, что «висит» ниже карниза наличника – «серьги», а по-народному - «сиськи». Ну а «ушки», понятно где.

Высоко сижу, далеко гляжу

«Теремки» и капельки дождя

Б.А.Рыбаков называет чердачные окна второго этажа «наиболее изощрённым охранительным комплексом». Они подняты на значительную высоту и видны издалека, поэтому их защитная сила простирается дальше, чем у обычных окон. Дизайн этих «наличников-теремков» удивителен, как и их разнообразные рамные рисунки.

Рамная «паутина» этих «стражей в дозоре» находится в полной гармонии с более крупными формами верандных рам. Помещение веранды не всегда «подведено» под общую крышу с её «защитным комплексом». Да и, как правило, не утеплено. По аналогии с назначением чердачных окон можно предположить, что рамное кружево веранды тоже своего рода защита. Большое зло, заглянувшее к нам через «паутину» веранды «рассыпается» на мелкие неприятности, которые легче пережить.

«Человечки-дождики»

Об отголосках «старины глубокой»

Связь поколений

Если вы посмотрите на кирпичные строения по-новому, то сможете разглядеть и «прочитать» всё те же символы, заимствованные из деревянной резьбы. Выложенные красным кирпичом ромбы, «хляби» по периметру. «Намёки» на наличники около окон. «Засеянным полем» украшены деревянные штакетники и даже гаражи. Ромбы земли можно встретить и на металлических заборах, только в этом случае они - из металла.

Живые и мёртвые

Существует и другая резьба, выполненная на станке. Вроде всё идеально, все пропорции соблюдены. Пропилены те же «ушки», «полотенца», «хляби», солнышки, но всё какое-то «неживое». Резьба вручную – другое дело. Мастер-резчик в свой труд вкладывал душу. И пусть где-то «на глазок», может чуток и «ушла» рука от нужного размера, но оно – «живое» и греет душу его потомкам и проходящим мимо любопытствующим.

Если ваш дед или прадед занимался резьбой по дереву, значит любовь к этому ремеслу «сидит» где-то у вас внутри. Ведь эти знания и умения передавались из поколения в поколение по мужской линии. Надо только немного вспомнить, покрутить в руках лобзик с резаком, и дело пойдёт. Да и старые лекала обязательно найдутся. Начинайте с простой геометрии, а уж творческий «аппетит» обязательно придёт во время «еды». И не надо бояться, что этот рынок кем-то занят и уже не пробьёшься. По труду и награда будет. Ведь у каждого художника-резчика свой индивидуальный «почерк», и вы обязательно найдёте своего заказчика, который достойно оценит ваш труд.

Беседы с народом в посёлке Хитрый

Посёлок Хитрый (созвучен Хитроу, что под Лондоном) появился 45-50 лет назад. Народ переселялся сюда из разных мест, не только из Подмосковья. Некоторые привозили с собой уже готовые дома. Местная жительница Марина с улицы Луговой рассказала мне байку о происхождении названия посёлка: «Вечером идёшь – ничего, а утром глядишь – дом стоит». Ей вторит баба Рая с Ольговской: «Делали всё по-тихому, по-хитрому. Никто ничего не говорит, ан, глядь, а дом стоит».

Свой «обход» Хитрого я начала с улицы Пионерской. На щелчки моего фотоаппарата к калитке вышел сухопарый мужичок. Я поинтересовалась, откуда резьба. Он начал было юлить, с недоверием поглядывая на меня, потом и вовсе ушёл в глубину участка. Я не уходила, выжидала. Наконец он не выдержал. Возвратился и говорит: «Ну я это резал, отец научил, тут всё «на глазок». Вкратце рассказала ему о значении резьбы. Он только отмахнулся: «Да ерунду ты говоришь! Просто вырезал, что отец показал и всё».

На наш долгий разговор с Мариной (см выше) вышла её мама, с удивительно добрыми, лучистыми глазами и подключилась к беседе. Женщины рассказали мне, что «привезённый» дом ставил отец Марины, а резьбу делал кто-то из его друзей, имени они не помнят. Я решила немного их спровоцировать, мол, не собираетесь убирать резьбу. Последовал дружный ответ: «Да зачем же мы будем это убирать? Ведь красота какая. Посмотрите какие рамы, такие уже сейчас не делают. Да и привыкли мы к этим узорам. Ещё и память об отце».

Иду дальше. Стучусь в калитку дома на Ольговской. Ко мне вышла баба Рая. По пронзительному и острому взгляду понимаю, что передо мной очень сильная и волевая женщина, хлебнувшая в жизни немало. Она рассказала, что резьбу делал её супруг, который был мужиком «рукастым» и талантливым, а резному делу его обучил отчим.

Звезда по имени «солнце»

И вот я спускаюсь с горки к городской площади. Моё внимание привлёк дом, выцветшего цвета морской волны. Над окном, на месте солнца в зените – белая пятиконечная звезда. Через заборный штакетник вижу двух мужичков, которые курят на лавочке. На калитке табличка про злую собаку. Окликнула их, представилась. Тот, что помоложе шуткует: «Заходи, только кота сейчас привяжу!» Кот по имени Фердинанд, с чёрными подпалинами, высокомерно меня осмотрел и грациозно запрыгнул в форточку, явно демонстрируя, кто в доме хозяин.

Слово за слово и разговорились. Мне накрыли чайную «поляну» на перевернутом ведре. Валерий (тот, что постарше) рассказал, что дом построен в 1901 году, а резьба сделана позже, после 1917 года. Отсюда, как мы поняли, и советская символика. Заглянула и внутрь дома. Широченные толстые сосновые доски плотно пригнаны друг к другу, пол не «гуляет» и не скрипит. Огромные брёвна, переложенные пенькой, создают впечатление, каменного монолита. Мужчины посетовали, что хотели кое-что подремонтировать в подвале, но от мощных брёвен начала ХХ века топор «отскакивает». Умели тогда строить.

В Яхроме и Дмитрове вы можете найти много примеров «наслоения» советских символов на более древние. Есть даже серп и молот под «причелинами». На некоторых домах звезды убрали, но советский «отпечаток» остался и хорошо просматривается.

А напоследок я скажу...

Я опросила более двадцати дворов в деревне Андреевское, в Хитром и Яхроме. Некоторые фотки делала «по-шпионски», не спросив разрешения у хозяев, их не оказалось дома. Благодарю всех тех, кто оказался «вольным» или «невольным» моим соавтором!

Резюмирую. Никто из опрошенных ничего не знал о значении символики резьбы. Да и их отцы-деды-прадеды, после которых осталась эта красота, возможно, тоже не знали, что вырезали. Тем не менее, домовую резьбу сохраняют, подправляют и подкрашивают, потому что к ней привыкли, она нравится людям и радует душу. Даже, когда наличники со старых домов не подходят по размеру к пластиковым окнам, их не выбрасывают, а бережно хранят в сараях до лучших времён.

Но не всё так весело. Видела я старинные верандные рамы и на помойке. Ну а некоторые планируют убрать «это», так как наличники, по их мнению, не вписываются в современный дизайн дома.

В заключении, я хотела бы показать вам картинку, которая, по-моему, наглядно демонстрирует отношение наших людей к своему прошлому. Комментарии излишне. И, тем не менее, очень радует, что половина дома сохранена, а не «зашита» сайдингом. Это вдохновляет и вселяет надежду. А ведь народ, забывший о своих древних корнях, традициях предков, своей многовековой культуре, - «есть навоз, на котором произрастают другие народы». Со словами П.А.Столыпина трудно не согласиться. Правда?

Фото-приложение (мои находки)

Окошко - щит Перуна, символизирующий защиту. Узор встречается в вышивке.

Звезда Бога Рода – покровительство Всевышнего и связь с родом земным через дух. Встречается в вышивке.
На «коньке» крыши – Берегиня. Рама с двумя буквами «Ж». Возможна трактовка, как знак «Живы» - символ жизни как благодати, данной Богом. Встречается в вышивке, чеканке, литье, скани.

Крин (росток)
 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру