«Срок эксплуатации судна, при надлежащем уходе, неограничен»

Почему в Европе речные круизы не теряют популярности?

19.08.2013 в 13:13, просмотров: 7440

Крушение судна на Иртыше в очередной раз поставило вопрос ребром - «да» или «нет» речному туризму? Насколько опасно такое времяпровождение, таит ли вода сама по себе угрозу человеку, или же дело лишь в недочётах «на местах»и человеческом факторе? Как уже писал «МК», по оценкам экспертов, уже к 2020 году в России из эксплуатации придется по возрасту и требованиям безопасности вывести до 80% самоходных судов. Мы решили рассмотреть развитие речного туризма в Европе, где подобный вид отдыха до сих пор чрезвычайно популярен и не собирается сдавать позиции.

«Срок эксплуатации судна, при надлежащем уходе, неограничен»

Не теряя актуальности

Вопреки бытующему мнению о том, что в современном обществе активные формы досуга одержали верх над пассивными, речной туризм в европейских странах крепко держится на своих позициях. Сотни тысяч европейцев и туристов из других частей света используют речные круизы для того, чтобы насладиться красотами природы, посмотреть страну, и при этом не лишать себя привычных удобств. Да и морская болезнь не замучает.

Плюсы подобного досуга очевидны. С одной стороны, круиз по тому же Дунаю — прекрасная возможность ознакомиться сразу с несколькими странами Европы. А прогулки на маленьких судёнышках по небольшим каналам позволяют увидеть «потаённые» уголки, до которых редкий турист доберётся в иных условиях, на машине или поезде.

По словам представителя одной из старейших круизных компаний Европы «Сroisieurope» (предоставляет услуги по всей Европе уже более 30 лет), сейчас речной туризм пользуется необычайной популярностью. «Наша компания, например, обслуживает порядка 200 тысяч пассажиров в год» - заявил «МК» работник агентства.

Индустрия предоставляет возможность как привычных путешествий на теплоходах, так и прогулок на небольших суднах или катерах, которые можно арендовать семьёй или небольшой дружеской компанией. Тем, кому на отдыхе может помешать экипаж, имеют возможность арендовать судно без команды. Это, как правило, касается катеров. Клиенту придётся предоставить убедительные доказательства своих умений управлять судном — лицензию и другие документы, а также подписать договор об ответственности за катер.

Для тех же, кому достаточно просто с комфортом проплыть по речным дорогам страны, существует огромное количество компаний, предоставляющих подобные услуги. Большинство этих агентств работают сразу в нескольких государствах Европы, не ограничиваясь одной страной.

Наиболее популярными, естественно, остаются достаточно длительные (от 5 дней до 2 недель) круизы по крупнейшим рекам Европы — Дунаю, Рейну, Эльбе, Луаре.

Подороже или подешевле?

Одним из наиболее динамично развивающихся сегодня секторов является использование бывших грузовых судов, переделанных под уютные пассажирские «плавучие отели». Такие корабли, на борту которых может находиться на более тридцати человек (включая экипаж), идеально подходят для экскурсий по укромным уголкам страны, поскольку способны передвигаться по небольшим каналам. Маршрут подобных прогулок, как правило, заранее определён и включает в себя запланированные остановки. Кроме того, клиенты могут разработать и свой собственный маршрут.

Естественно, популярность не теряют и огромные теплоходы, способные вместить порядка 200 туристов. Круизы на таких судах дешевле приватных прогулок на катерах или мини-баржах. Но в то же время они, как правило, включают в себя экскурсионную программу, прогулки по городам, где судно совершает остановки, полноценное питание.

На этом выбор клиентов не ограничен. В распоряжении большинства круизных компаний имеются как суда класса «Люкс» (где в каютах есть DVD-проигрыватели, доступ в интернет, джакузи и прочие прелести цивилизации), так и более скромные.

Как заверяют работники круизных компаний, стоимость речной прогулки зависит исключительно от степени комфортности и длительности путешествия. То есть ожидать, что за меньшие деньги клиента определят на разваливающееся корыте, не приходится. Кроме собственно «каютных» удобств, большое внимание уделяется и другим аспектам — питанию, досугу. Нередко за меню отдыхающих во время круиза отвечают прославленные кулинарных дел мастера, а речная прогулка сопровождается живой музыкой или кинопоказами.

Главное для судна — регулярный уход

И в «люксовом» и в бюджетном флоте имеются корабли различного возраста.

Как сообщил «МК» Альфред Каринян, директор по маркетингу компании «France Passion Plaisance», «прогулочный» флот регулярно обновляется. Без этого компании просто не смогли бы существовать и конкурировать друг с другом. Но в то же время, дееспособность компаний поддерживается не только за счёт новых кораблей, но и путём надлежащего ухода за старыми. Перед каждым выходом в плавание все они проходят тщательный осмотр: «Срок эксплуатации судна, которое проходит регулярный техосмотр и надлежащий ремонт, может быть неограничен. В то время как любое судно без своевременного контроля быстро придёт в непригодность».

По словам Акселя Арашкевича из «Сroisieurope», возраст больших теплоходов, перевозящих от ста и более человек, не превышает 20 лет. Сейчас самое старое судно во флоте компании — 1992 года, самое новое — всего 2009 года. Каждую зиму, как правило, в январе, суда осматриваются и реставрируются.

Что касается аварий, то, с учётом регулярного техосмотра и сравнительно низких скоростей судов, их возможность практически сведена на нет. Сами сотрудники круизных компаний с неохотой говорят о каких-либо катастрофах. В «Сroisieurope» и вовсе говорят о том, что за всю историю компании она не знавала аварий. Приходится верить, что их и впрямь нет. Тем не менее, не так давно (в ноябре 2010 года) около южногерманского города Пассау, что в Баварии, затонул круизный теплоход длиной 88 метров. По сообщению речной полиции, судну было на тот момент 50 лет. В момент затопления на борту никого не было, а владелец вёл переговоры о продаже. Как сообщил «МК» представитель одного из немецких круизных агентств, инцидент действительно имел место. Что же касается возраста корабля, то ограничения как такового нет. «Этот корабль собирались продавать, насколько я знаю. Возможно, после продажи его бы не выпускали в плавание, превратив в ресторан или музей, или предварительно отремонтировали» - сообщил наш собеседник.

Большинство круизных агентств особым шиком считают тот факт, что они располагаю некой постоянной клиентской базой. Люди из года в год пользуются услугами однажды полюбившихся им компаний. Посему выход в круиз судна с неисправностями или же поломка во время прогулки автоматически означает крах для агентства.

Стоит ли овчинка выделки?

Другим важным аспектом безопасности является страхование клиентов. Страхование при оформлении билета на круиз, как правило, добровольное. Однако в редких случаях компании могут прописать это условие в договоре как обязательное. Сумма взноса зависит от стоимости круиза и того, на что страховка распространяется (здоровье пассажира, его багаж, некие непредвиденные обстоятельства). Кроме того, перед каждым круизом проверяется, соответствует ли число пассажиров числу имеющихся на борту спасательных жилетов и вместимости шлюпок.

Что касается стоимости круиза, то она колеблется от 300-400 евро за 5 дней, и выше, в зависимости от степени комфорта, протяжённости маршрута и т.д.. Не стоит забывать, что в эту сумму, сопоставимую с пребыванием в отеле, входит ещё и экскурсия на борту «отеля», включая питание и другие необходимые удобства. Таким образом, становится ясно, почему, несмотря на разнообразие вариантов отдыха, речные круизы до сих пор занимают уверенные позиции в туристической сфере.