Рабочие ценности

Россияне рассказали, чего хотят от работодателей

01.10.2013 в 17:45, просмотров: 2265

Забота о здоровье и образовании — главное, чего ждут от работодателей россияне помимо зарплаты. Недавно Газета.Ru провела опрос на тему «Чего бы вы хотели от вашего работодателя и что он готов вам предложить?». Для 81% респондентов оказались важны корпоративные медицинские страховки, а 69% участников опроса хотели бы за счет фирмы поддерживать физическую форму — например, посещать фитнес-клуб рядом с офисом. Однако более 60% работодателей ничего такого своим сотрудникам не предлагают. Примерно так же дело обстоит с образованием: 72% респондентов хотят повышать квалификацию, например, учиться в корпоративном университете, но 67% участников опроса не имеют такой возможности на работе.

Рабочие ценности
фото: Наталия Губернаторова

Приходится признать, что пока наши желания не совпадают с возможностями, которые дает нам работодатель. Но эксперты говорят, что это дело поправимое — сейчас на рынке труда происходят большие изменения. В частности, кадровый портал HeadHunter сообщает, что уже 30% работодателей имеют программы повышения вовлеченности персонала, в том числе медицинские и образовательные. А еще 40% серьезно думают над тем, чтобы открыть у себя такие программы.

Вовлеченность — 
это когда тебя понимают

Сегодня больше всего корпоративных льгот предоставляют своим сотрудникам крупнейшие российские компании — например, такие, как Сбербанк — с численностью персонала около 245 тыс. человек. Понятно, что управлять огромным штатом и избежать текучки кадров без корпоративных программ просто невозможно.

По словам директора департамента кадровой политики компании Екатерины Родионовой, чтобы понять, чего хотят работники и чем они недовольны, банк каждый год проводит масштабные исследования уровня вовлеченности персонала. В прошлогоднем опросе приняли участие 116 тыс. человек. Исследование проходило конфиденциально в форме анкетирования и фокус-групп. Изучая мнения и пожелания своих сотрудников, банк намерен поднять показатель индекса вовлеченности до 65 пунктов из 100 возможных. Эксперты считают, что компании это вполне по плечу, поскольку, судя по словам представителей, во главу угла в кадровых вопросах она ставит заботу о профессиональном росте и здоровье сотрудников.

Главное — не заболеть

Помогать работникам самого большого банка страны поддерживать себя в хорошей физической форме и бороться со стрессами теперь будут известные во всем мире авторы методики по превентивной медицине «Здоровье бизнес-лидеров» Майкл и Джульетта МакГэннон. «В этом году наша компания внедрила у себя их методику, полагая, что основа здоровья — профилактика. Поэтому в прошлом году диспансеризацию в рамках корпоративного проекта «Здоровье» прошли 108 тыс. человек, — рассказывает Екатерина Родионова. — А постоянные договоры ДМС имеют уже 69 тыс. его сотрудников. Еще 238 тыс. работников застрахованы от несчастных случаев и тяжелых болезней.

Занятия спортом — одна из мер профилактики болезней, и наш банк старается поощрять своих спортсменов-«белых воротничков». Он даже проводит собственную Спартакиаду. В этом году она проходила в Ханты-Мансийске. Разыграли 30 комплектов наград по дисциплинам: лыжные гонки, хоккей, биатлон, горные лыжи и др.

Отдельная медицинская программа нашей компании — акция «Бросаем курить», которая проходит уже несколько лет и охватила за это время 17 городов».

Кстати, Сбербанк — не единственный в нашей стране работодатель, настроенный против курения. По данным HeadHunter, около 30% руководителей российских компаний так хотят, чтобы их сотрудники бросили курить, что готовы финансово поощрять отказавшихся от вредной привычки. А вот в вопросе организации регулярных диспансеризаций опыт банка вполне можно назвать уникальным для постсоветской России. В основном корпоративные медицинские программы ограничиваются 
полисами ДМС.

Чтобы были в курсе

Что касается повышения квалификации сотрудников, то в основном российские компании прибегают в этом вопросе к помощи бизнес-тренеров. Становится больше и тех, кто занимается образованием сотрудников на постоянной основе в своих корпоративных университетах. Такая форма образования становится все популярней. Этот понятно: работодателям удобней самим обучать молодежь и давать необходимые новые знания уже опытным сотрудникам. Это гораздо эффективней, чем нанимать сторонних преподавателей, зачастую плохо знакомых со спецификой деятельности фирмы. Собственные корпоративные институты уже есть у многих крупнейших компаний, например в «Газпроме» и «Сибуре».

Внутрикорпоративным образованием может похвастаться и тот же Сбербанк. «Только в этом году в нашем корпоративном университете грызли гранит науки 220 тыс. человек.У нашего банка уже более 170 самостоятельно разработанных учебных программ. Часть из них — инновационные мультимедийные курсы, которые можно осваивать поудаленно», — рассказала Екатерина Родионова.

Дистанционное обучение работодатели считают наиболее перспективной формой корпоративного образования. Ее эффективность уже не раз доказана на опыте. Например, «Яндекс» дает своим работникам специализированное образование именно таким путем. Учиться так весьма удобно — можно самостоятельно выбирать время и место занятий. Все что нужно — компьютер или планшетник с доступом в Интернет под рукой.

Сбербанк в прошлом году тоже открыл Виртуальную школу, которая должна существенно расширить образовательные возможности корпоративного университета и дать возможность повысить квалификацию его сотрудникам по всей стране. Те, кто уже прошел обучение в каком-либо корпоративном университете, признают, что это очень помогает в карьере — ведь осваиваешь то, что уже сегодня пригодится в работе.

Карьерные планы

Индивидуальное планирование карьеры — еще одна «фишка», которая, по данным всех без исключения опросов, повышает заинтересованность в работе. Выгодно создавать кадровый резерв и самим работодателям. Опыт показывает, что те из них, кто сумели вовремя заметить молодые таланты и развить их, более успешны на рынке. «В нашем кадровом резерве, например, более 400 сотрудников. И ежегодно 30% из них продвигаются по служебной лестнице», — рассказывает Екатерина 
Родионова.

Особенно важна такая возможность для молодых специалистов. Кстати, кадровики отмечают, что с ними работодателям приходится несладко. Интересное исследование на эту тему провел центр повышения квалификации Йоркского колледжа штата Пенсильвания. Специалисты выяснили, что за последние годы уровень профессиональной подготовки выпускников высших и средних учебных заведений упал, а их запросы при этом сильно возросли. Более половины HR-менеджеров отмечают, что молодежь не настроена делать карьеру шаг за шагом, а хочет получать все и сразу. Однако молодые сотрудники ценят в работодателях то же, что и люди старшего поколения — заботу о себе. Когда они сталкиваются с ее реальными проявлениями, то постепенно приходят к разумному компромиссу между своими запросами и возможностями.

Ольга ЕРЕМИНА.