В Тбилиси все еще хотят Ларису Ивановну

Приятно, что отношения между Россией и Грузией налаживаются сразу с двух сторонт

27.10.2013 в 15:43, просмотров: 5690

В Тбилиси трудно найти хоть одну надпись на русском: даже на заборе нечто из трех букв написано местным витиеватым алфавитом либо по-английски. И вдруг на одной из прелестных старинных виноделен в живописном местечке старого Тбилиси: «А мы все равно Ларису Ивановну хотим!» И сразу становится как-то теплее: первое обманчивое впечатление, что новая элегантная Джорджия не имеет ни малейшего отношения к старой доброй Грузии, без курортов которой не обходилось ни одно лето советского гражданина, бесследно рассеивается. И становятся заметны доброжелательные улыбки тбилиссцев на улицах и их попытки поговорить, несмотря на то, что грузинской молодежи уже легче общаться с нами на английском, чем на русском.

В Тбилиси все еще хотят Ларису Ивановну

Но то, у чего исстари общие корни и глубокие связи, разъединить очень трудно. Равно как и склеить то, у чего нет ничего общего. Здесь не помогут ни деньги, ни дипломатия — разве что совсем ненадолго. Искусственный союз все равно развалится, а то, что тянется друг другу — и будет тянуться, обходя все препятствия. Именно такое ощущение возникло у меня во время октябрьской поездки в Тбилиси, да и повод говорит сам за себя: в столицу Грузии по инициативе Российского клуба Православных Меценатов и с благословения российского и грузинского патриархов прибыла передвижная выставка мерных икон. Православные меценаты при помощи Московской иконописной мастерской подготовили экспозицию «Мерная икона: история и современность», которая уже несколько лет путешествует по регионам России и дружественным странам Европы. То, что эта очень российская и очень православная экспозиция была приглашена в столицу Грузии в горячий период накануне президентских выборов 27 октября и то, что ее участников лично принял в собственной резиденции Святейший и Блаженнейший каталикос Патриарх всея Грузии Илия П, свидетельствует о том, что между нами становится все теплее и теплее. Причем, именно в тех сферах, где переубедить людей чудесами дипломатии сложнее всего — на уровне высокого духовенства и на уровне народа на улицах.

Тбилиси отдал под российскую выставку нижний храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Кафедральном Соборе Святой Троицы. Для тех, кто не очень силен в православных ценностях, сравню: для воцерковленного человека быть принятым там - все равно, что для амбициозного карьериста быть награжденным в Кремле. А икона «мерная» от простой отличается тем, что, увы, традиция ее написания на Руси была утрачена еще с петровских времен. И то, что сегодня она возрождается усилиями современников, говорит о том, что есть люди, которые несмотря на нестабильную и суматошную действительность, находят время и силу духа, чтобы вернуться к истокам и сберечь для потомков лучшее из прошлого. При рождении ребенка к его крещению наши предки заказывали специальную икону - в честь святого, именем которым назывался младенец, и «в меру» самого малыша — то есть, высота доски, на которой в полный рост писался образ небесного покровителя, до миллиметра соответствовала росту ребенка при рождении, а ширина доски - ширине плечиков новорожденного. Отсюда и название — мерная. Сюжет мерной иконы варьировался в зависимости от даты рождения и крещения. Самый лаконичный вариант - просто изображение святого, имя которого досталось ребенку при крещении.

Передвижная выставка «Мерная икона: история и современность» соединяет в себе утерянное вчера и созидательное сегодня - репродукции старинных мерных икон и иконописные работы в «мерном» жанре современных художников.

- Matloba! (Спасибо — груз.) - кричит мне маленький попрошайка, когда я кидаю ему 1 лари. 1 лари — это много, это почти что доллар. Тбилиси выглядит очень благополучным и светским, а вот в Мцхете - древней грузинской столице — во время местного религиозного праздника видно, как много людей еще нуждаются в помощи. Количество нищих — матерей и детей, стариков и инвалидов — напоминает Москву начала 90-х. Но здесь светит ласковое солнце и люди подают от всей души — праздник же! Поэтому картина не выглядит фатальной: это как болезнь, которой надо переболеть, чтобы она не вернулась. Российскую православную выставку приняли в Тбилиси не только в острый политический момент — перед выборами, но и в свой собственный праздник — Мцхетоба. Этот аналог нашего Дня Мироносного господнего столпа и Ризы Господней пришелся на 14 октября. В Кафедральном соборе Светисховелли в Мцхете прошла торжественная служба, собравшая огромное количество людей. Всех желающих храм даже не смог уместить — и многие, хоть и не смогли попасть внутрь, остались снаружи и не уходили до самого конца. Любопытно, что все 6 часов службы отстоял, не шелохнувшись, вместе со своей супругой-американкой премьер Грузии Бидзина Иванишвили и … наши байкеры «Ночные Волки» во главе со своим вожаком Хирургом! Ну это ли не дружба на самых разных уровнях!

Этот солнечный денек будто специально был задуман для прощения старых обид — тот же понедельник 14 октября в Мцхете оказался Днем Города. А угадайте, что такое День Города при грузинских традициях гостеприимства? Правильно: это не только музыка и песни, но и нескончаемые красочные грузинские тосты за дружбу, любовь, взаимопонимание, веру... Особенно приятно было, что на концертных площадках города в праздничный день - никаких ангажированных взрослых артистов, только самые маленькие! Руководители детских танцевальных и вокальных коллективов использовали концертные площадки праздника, чтобы вывести питомцев «на большую сцену», отточить их навыки выступлений на публике. А самим детишкам разных возрастов в красочных национальных костюмах было приятно всеобщее внимание и аплодисменты, не говоря уж об их родителях. Да и нас, заезжих гостей, не могла не тронуть искренность, с которой маленькие грузины и грузинки исполняют свои национальные танцы и песни, включая самые древние.

«У нас в Грузии все девочки танцуют, а все мальчики поют!» - гордо сказала мне одна из грузинских мам. В этом мне довелось убедиться в тот же вечер — в национальном винном погребке в центре Тбилиси. Когда зазвучала национальная музыка, из-за столика вдруг встали две девушки в джинсах и белых футболках, которые до этого спокойно болтали между собой — и изобразили такую профессиональную лезгинку, что мы, русские гости за соседним столом, повскакивали с мест, хлопая в ладоши. Честно говоря, я слабо представляю себе, чтобы у нас в каком-нибудь гламурном кафе на Петровке две девушки в бриллиантах и брендах при звуке балалайки вдруг встали со своих мест и с азартом пустились вприсядку... А между тем это говорит о любви и уважении к свои корням и традициям.

Я обратила внимание, что тбилисски всех возрастов держат спину очень прямо — это еще один эффект внимания к национальному танцу, кроме духовного. Ну а завораживающее мужское пение — хоровое, а-капелло, сольное... Это не опишешь словами, это нужно только слышать. Равно как не опишешь и вкус хачапури с пылу с жару, и привкус молодого домашнего вина, и запах только снятого с мангала шашлыка... Все это описать можно только одной фразой: очень хочется вернуться в Грузию, как раньше! И пусть это будет новая Грузия, но чтобы в ней нас по-старому ласково встречали, окружали теплом и заботой, вкусно кормили и поили, а потом еще все зиму присылали в холодную Москву свои ярко-оранжевые мандарины и смешную чурчхелу, так сладко напоминающую об ушедшем лете...

А на следующий день, 15 октября, рано утром нам сообщили, что Святейший и Блаженнейший Патриарх всея Грузии Илия П неважно чувствует себя после длительной службы накануне и не сможет лично открыть выставку российских мерных икон... Но в знак уважения лично примет нашу делегацию в собственной резиденции! А это все равно, что попасть в святые святых.

Святейший и Блаженнейший по виду и правда был слаб — возраст, нагрузка, толпы паломников. Однако с нами он говорил — и говорил долго. Сначала благословил открытие выставки, потом благословил начинающееся явное потепление отношений между нашими народами, а потом пустился в воспоминания... Честно говоря, я думала, что он станет вспоминать обе грузинские войны. Но нет! Блаженнейший вдруг вспомнил осеннюю Москву 80-х, гостиницу «Советская», что напротив ресторана «Арагви», нескончаемый дождь за окном и собственные мысли в те дни... А потом попросил включит музыку, которую, оказывается, он сам сочинил в те дни, глядя на пасмурный московский пейзаж из окна «Советской»! Зазвучали трогательные мелодии и повеяло чем-то вечным, и очень добрым, и непреходящим... «Да он вполне живой человек, это Патриарх!» - подумалась мне, так как к духовным чиновникам я отношусь с неким суеверным трепетом, ибо не до конца понимаю, из какого места тянется их нить к Всевышнему.

И доказательство того, что Илия II, Святейший и Блаженнейший, живее всех нас живых, несмотря на высокий духовный сан и великую благость пред Господом, я получила уже через 5 минут. В тот день случился и мой день рождения, поэтому мой наряд был несколько откровеннее чем предполагает визит домой к Патриарху. Поэтому наша благочестивая делегация сочла за благо спрятать меня в задних рядах и не допускать к лобызанию патриаршей руки. Я смирилась: а что делать, сама виновата, вырядилась, не подумав! Но. Покончив с формальностями, святой старец вдруг самостоятельно и весьма резво направился ко мне, внимательно посмотрел своими умными и отнюдь не старческими глазами - и вдруг молвил: «Какая красивая девушка! Благословляю!» И я, склонившись на одно колено, облобызала патриаршую руку вне очереди, хоть и была от этого формально отлучена всего 5 минут назад! Что и говорить, лучший подарок на день рождения трудно себе вообразить!

Грузия так же бесконечно прекрасна, как и бесконечно прекрасный грузинский тост “за то, чтобы праздник был каждый день и никогда бы не настал ему конец...» А какая еще земля лучше подходит для вечного праздника, как ни та, где уже само солнце, вино и гостеприимство превращают врагов в друзей, в винодельнях «по-прежнему хотят Ларису Ивановну», на центральной площади стоит памятник героям фильма «Мимино» и даже сам Патриарх — не только поэт и композитор, но и вечный джигит.