“Скотленд-Ярд” назвал их имена. Это 73-летний гражданин Индии Аравиндан Балакришнан и его 67-летняя жена Чанда из Танзании. Они иммигрировали в Великобританию в 60-х годах прошлого века и здесь оказались вовлеченными в студенческое протестное движение, отличавшееся крайне левыми политическими взглядами.
Балакришнан, известный как "товарищ Бала", быстро выдвинулся в первые ряды антикапиталистического движения, вступил в английскую компартию и даже стал членом ее руководящего исполкома. Его жену, которая тоже была коммунисткой, величали "товарищ Чанда". Однако вскоре оба были исключены из компартии “за фракционность и нарушение партийной дисциплины”.
В 1974 за создание на рабочей окраине Лондона незаконного политического лагеря “Коллектив”, который состоял из молодых левых активистов, товарищи Бала и Чанда были арестованы и приговорены к непродолжительным тюремным срокам.
В дальнейшем они продолжили партийную работу и образовали свою крайне левую группировку с мудреным названием “Институт трудящихся по изучению марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна”.
Как рассказывает профессор Оксфордского университета Стив Райнер, изучающий историю левых движений прошлого века в Англии, “в “Институт” входила очень небольшая кучка юных иностранных студентов, горящих ненавистью к капитализму и британскому истаблишменту. В сущности это была своего рода секта маоистски настроенных ребят, идеи которых были очень далеки от реальности и здравого смысла. Некоторое время “Институт” даже держал свой маленький книжный магазин, где можно было приобрести самодельные пропагандистские брошюрки с памфлетами левацкого толка, содержавшие призывы к свержению существующего в Британии строя. Но в 1976 году магазин закрылся и больше я ничего не слышал об этой организации”.
Как теперь выяснилось, группировка продержалась еще 2 года, после чего распалась. Несколько человек под руководством “товарища Бала” обратились в муниципалитет лондонского района Ламбет с просьбой предоставить им жилье для совместного проживания.
Следователи “Скотленд-Ярда” полагают, что среди тех, кто примкнул тогда к “товарищам” Бала и Чанда были и две из трех женщин, освобожденные из заточения на прошлой неделе в Лондоне. Имена их не раскрываются, но известно, что речь идет о 69-летней гражданке Малайзии и 57-летней ирландке.
Что касается еще одной освобожденной невольницы – 30-летней женщины, которую, возможно, зовут Рози, то она несколько лет назад влюбилась в соседа, живущего этажом выше и на протяжение довольно продолжительного времени писала ему романтические письма и даже посылала свои фотографии. При этом, про свою жизнь в неволе она старалась молчать. Только однажды она написала, что чувствует себя как “муха, запутавшаяся в паутине”. Она не указала, как оказалась в рабской группе Бала и Чанда, сообщив только, что приехала из-за границы.
Офицер полиции Стив Родхаус, возглавляющий расследование, сказал журналистам в понедельник вечером, что пока у следствия нет ясного понимания того, как эти женщины превратились из политических единомышленников в рабынь семьи “товарища Бала”.
Он также отметил, что хотя люди, державшие их в заточении, время от времени и применяли к невольницам насилиe, тем не менее, главным инструментом “рабовладельцев” было то, что Родхаус назвал “невидимыми наручниками”, пояснив, что имеет ввиду какие-то формы психологического давления, которые еще предстоит выяснить.
По словам следователя, полиция опрашивает сейчас сотни людей – от соседей до бывших коллег Балакришнана и сотрудников муниципальных служб района Ламбет. Что касается освобожденных невольниц, то они пожещены в безопасное место под наблюдение врачей и психологов.
“Товарищей” Бала и Чанда выпустили под залог, запретив им, однако, возвращаться в свою квартиру, из которой полиция изъяла более 2,5 тысяч вещественных доказательств.
Зураб НАЛБАНДЯН, собкор “МК” в Лондоне.