Систему госзакупок оградят от аппетитов чиновников

Ведомства должны будут обосновывать, что и зачем они покупают

С 1 января 2014 года вступает в силу закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Отдельные его положения будут претворяться в жизнь поэтапно вплоть до 2018 года, однако вкус основных новшеств можно будет ощутить уже после Нового года. Предполагается, что контрактная система закупок позволит взять под контроль весь цикл обеспечения материальных нужд госорганов, попутно одолев коррупцию.

Ведомства должны будут обосновывать, что и зачем они покупают
18–19% нынешних торгов в Москве проходят с участием одного-единственного претендента.

Идея навести порядок в системе госзакупок родилась несколько лет назад. Законодатели вдруг осознали, что существующий закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует лишь небольшой кусочек цикла закупок. Действующие механизмы контроля позволяли тщательно отследить процессы подачи и рассмотрения заявок, обеспечивая тем самым соответствие процедуры отбора закону. Но фактически без ответа оставались два ключевых вопроса: зачем госорганы покупают именно эти товары и какова их дальнейшая судьба?

Хотя споры по поводу нововведений до сих пор не утихают, вопросы из разряда «готова ли Москва к контрактной системе?» задаются не полемики ради. Все «за» и «против» давно взвешены, закон уже принят и вот-вот вступит в силу. Остается определить степень готовности столицы к работе в новых условиях.

— Москва к контрактной системе готова! — говорит замруководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Василий Жуков. — На данный момент мы реализовали порядка 80% новых требований.

Что же это за требования? Начнем с планирования. Госорганы будут обязаны планировать покупки на 3 года вперед и в обязательном порядке размещать уведомления на соответствующих сайтах в Интернете. Уже на этом этапе они должны быть готовы обосновать свои потребности. «Зачем это покупать?» — такой вопрос теперь смогут задать и общественные организации. Причем заказчик законом обязан давать ответ на все замечания. Если же он с претензией не согласен, проводится очное обсуждение, по результатам которого и принимается окончательное решение, корректировать параметры заказа или нет.

Чтобы чиновникам было проще держать себя в рамках, с 2015 года повсеместно внедрят систему нормативов — требований к основным характеристикам товаров и услуг. Нормировать планируют количество, качество и цену. Например, если управа решает прикупить шариковых ручек, будет заранее установлено, что стоить они могут не более, скажем, 10 рублей за штуку, что вполне сгодятся совершенно обыкновенные пластиковые ручки и что требуется их не больше сотни штук. До тех пор, пока госорган укладывается в норматив, вопросов не возникает, но стоит планку перегнуть — обоснуй.

Поставщикам, в свою очередь, тоже придется немало обосновывать. Прежде всего, будет действовать система банковских гарантий обеспечения обязательств. Как альтернатива возможно предоставление денежного залога. На крайний случай в законе прописали возможность одностороннего расторжения договора с недобросовестным подрядчиком.

Появились новые процедуры отбора поставщиков. К уже имеющимся способам добавили конкурс с ограниченным участием (когда устанавливаются дополнительные квалификационные требования к участникам, например, наличие финансовых ресурсов и деловая репутация), двухэтапный конкурс (на первом этапе заказчик определяется с потребностями и формирует конкретное техническое задание) и запрос предложений, широко применяющийся в коммерческой практике. Потенциальных поставщиков теперь обязали регистрироваться на специальном «Портале поставщиков». С 1 ноября 2013 года все госзакупки в Москве осуществляются исключительно через него.

По оценке Василия Жукова, 18–19% нынешних торгов в Москве проходят с участием одного-единственного претендента. С внедрением нового подхода ожидается изменение такого положения вещей.

Впрочем, Жуков с ходу озвучил варианты коррупционных схем, которые на раз сработают и в новых условиях. В том числе и поэтому закон еще требует значительной доработки по отдельным пунктам. Да и чтобы он просто начал полноценно работать, необходимо принять не менее сорока подзаконных актов. Свои поправки активнейшим образом предлагает и Министерство экономического развития. Но править текст закона на этот раз намерены по ходу пьесы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру